Глоссарий таможенного брокера.
ДAМПИНГ (англ. dumping) - захоронение в море отходов; преднамеренное удаление отходов или других материалов с искусственных морских сооружений, судов и летательных аппаратов; любое преднамеренное уничтожение морских платформ, летательных аппаратов, судов.
ДАВАЛЬЧЕСКИЕ ТОВАРЫ -товары, временно ввозимые из-за границы на территорию данной страны либо временно вывозимые за ее пределы для переработки с последующим возвращением в страну происхождения товара в виде компенсационных товаров. Д.т. ввозятся (вывозятся) беспошлинно или с уплатой таможенной пошлины, которая возвращается при вывозе (ввозе) компенсационных товаров, см. также возврат сумм ввозных таможенных пошлин, возврат сумм вывозных таможенных пошлин.
ДАВАЛЬЧЕСКОЕ СЫРЬЕ (англ. give and take raw material) - сырье партнера, которое ввозится в другую страну для его переработки и последующего вывоза готовой продукции в страну владельца сырья.
ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ см. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДВОЙНОЕ
ДЕБЕНТУРА, ДЕТЕКТУРА(от лат. debere - быть должным; англ. debenture) - таможенное свидетельство о возврате пошлин.
ДЕБЕТ-НОТА(англ. debit note) - извещение одной из сторон расчетных отношений другой стороне о записи в дебет счета последней определенной суммы ввиду наступления срока какого-либо обязательства, создающего право требования данной суммы.
ДЕБИТОР (от лат. debitor - должник; англ. debtor) - должник; юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию (антоним понятиюкредитор).
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (англ. accounts receivable) - сумма причитающихся предприятию, организации, учреждению, но еще не полученных денежных средств (долгов); является составной частью их оборотного капитала; по истечению сроков исковой давности списывается в убыток.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ(нем. Devalvation, англ. devaluation) - понижение официального курса национальной (региональной, международной) денежной единицы по отношению к валютам других стран вследствие инфляции, дефицита платежного баланса; метод стабилизации валюты после инфляции.
ДЕВИАЦИЯ (англ. deviation) - отклонение судна от непосредственного пути следования с намерением вернуться на прежний курс (в случаях спасения судна, людей, оказания медицинской помощи находящимся на борту и т.д.). Как правило, в страховом полисе, чартере, коносаменте содержится предусматривающая возможность Д. девиационная оговорка.
ДЕВИЗЫ (фр. devises; англ. foreing exchange) - используемые в международных расчетах чеки, переводы, аккредитивы и др. платежные средства в иностранной валюте (в связи с расчетами по внешней торговле, международному туризму, др. неторговым платежам).Купля продажа Д. нередко осуществляется центральными банками и государственными казначействами для проведения определенной валютной политики.
ДЕДВЕЙТ (англ. deadweight)- измеряемая в тоннах грузоподъемность судна при его загрузке до максимально допустимой отметки; включает массу груза, пресной воды,топлива, людей на судне.
ДЕЙСТВИЕ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ см. ФОРС-МАЖОР
ДЕКЛАРАНТ -лицо, перемещающее товары через таможенную границу, и таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени. В Российской Федерации Д. может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых Государственным Таможенным Комитетом РФ. См. такжедекларирование, таможенная декларация.
ДЕКЛАРАЦИЯ НАЛОГОВАЯ (от лат. declaratio - объяснение; англ. tax declaration) - сообщение привлекаемого к уплате налога юридического или физического лица о размерах его дохода, имущества и т.п.
ДЕКЛАРАЦИЯ ТАМОЖЕННАЯ см. ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ (англ. declaring) - заявление декларантом по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) таможенному органу данной страны точных сведений о товарах и транспортных средствах, или перемещаемых через ее таможенную границу, или таможенный режим которых изменяется, или в других случаях, определяемых актами национального законодательства, об их таможенном режиме и др. сведений, необходимых для таможенных целей. В Российской Федерации товары декларируются Таможенному Органу РФ, в котором производится их таможенное оформление. Транспортные средства, за исключением морских, речных и воздушных судов, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами; морские, речные и воздушные суда - в порту или аэропорту прибытия на Таможенную Территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ; порожние транспортные средства, перевозящие пассажиров, - при пересечении таможенной границы РФ. Форма и порядок Д., а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Государственным Таможенным Комитетом РФ. См. такжетаможенная декларация.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ -письменное заявление декларанта о таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
ДЕЛИВЕРИ-ОРДЕР (англ. delivery order) - выданное грузоотправителем капитану судна письменное распоряжение о выдаче долевых коносаментов получателя отдельных партий груза (в случае перевозки товаров по одному коносаменту).
ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ (нем. Delictsfahigkeit, англ. capacity for performance of legal act) - способность гражданского лица самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность за причиненный его противоправными действиями вред.
ДЕМЕРЕДЖ (англ. demurrage) - предварительно согласованная дополнительная плата владельцу судна со стороны грузовладельца (фрахтователя) в связи с контросталией.
ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ (фр. demonetisation) - утрата денежных функций благородными металлами (золотом и серебром) ввиду вытеснения этих металлов из внутреннего и международного оборота кредитными деньгами.
ДЕМПИНГ (англ. dumping) - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывозтоваров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке (возможно искусственное понижение цены даже ниже себестоимости); может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.
ДЕМПИНГ ВАЛЮТНЫЙ (англ. currency dumping) - демпинг в результате существования разницы между значительно большим падением курса национальной валюты по сравнению с несколько меньшим уровнем снижения ее покупательной способности внутри страны. Экспортеры, приобретая товары по достаточно низким внутренним ценам, реализуют их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту; последняя затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.
ДЕНОМИНАЦИЯ (англ. denomination) - укрупнение масштаба цен в стране за счет укрупнения денежной единицы (без ее переименования) с целью облегчения платежного оборота, расчетов и придания большей полноценности национальной валюте.
ДЕПОЗИТ (от лат. depositium, англ. deposit) - размещаемые для хранения в кредитных учреждениях денежные средства или ценные бумаги; может быть срочным (должен быть возвращен по истечении определенного срока) и бессрочным (возвращается по первому требованию вкладчика).
ДЕПОЗИТ ИМПОРТНЫЙ -беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести в банк (в национальной или иностранной валюте) перед закупкой товара за рубежом; иногда устанавливается в зависимости от ставки импортной пошлины на данный товар и других показателей. Документ банка об уплате Д.и. служит разрешением при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию страны импортера.
ДЕТЕНШЕН (англ. detention) - время простоя судна после контросталии; в отличие от демереджа, убытки за простой судна в этом случае оплачиваются не частично, а в полном объеме.
ДЕФЛЯЦИЯ (от лат. deflatio - выдувание; англ. deflation) - осуществляемое с целью снижения (ликвидации последствий) инфляции изъятие из обращения части избыточной денежной массы; реализуется путем повышения учетных банковских ставок, увеличения налогов, расширенной продажи государственных ценных бумаг и с помощью др. мер.
ДЖОББЕР (англ. jobber) - фирма, занимающаяся скупкой отдельных крупных партий товара для его быстрой перепродажи; дилер, маклер.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА (англ. diversification of exports) - расширение количества предназначенных для экспорта видов и наименований продукции и услуг.
ДИВИДЕНД (от лат. dividendus - подлежащий разделу; англ. dividend) - распределяемая между акционерами (в соответствии с имеющимися у них акциями) часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества; сумма Д. фиксирована для привилегированных акций и варьируется для обычных (простых) акций. Общий размер Д. акционерного общества определяется после вычета из прибыли всех налогов, отчислений и различных выплат.
ДИЛЕР (англ. dealer) - посредник (частное лицо или фирма) в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров и валюты; действует, как правило, от своего имени и за свой счет; разница между ценой приобретения и ценой продажи чего-либо составляет его доход (прибыль).
ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН (англ. dynamics of foreign trage prices) - движение (изменение) цен на отдельные товары и целые товарные группы внешней торговли; характеризует экспорт и импорт во внешней торговле отдельных стран, а также международную торговлю в целом. Оценка Д.в.ц. осуществляется на основе индексов внешнеторговых цен.
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО -зарубежный государственный орган внешних сношений , возглавляемый дипломатическим представителем . Правовое положение Д.П. определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , а также внутренним законодательством государства пребывания . Разновидностью Д.П. являются представительства при международных организациях ( в т.ч. миссии наблюдателей ) , правовое положение которых определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
ДИСКРИМИНАЦИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ (англ. discrimination in trage) - правовой режим, устанавливающий юридическим и физическим лицам какой-либо страны (группа стран), осуществляющим внешнеторговую деятельность, меньше прав, чем соответствующим лицам других стран.
ДИСПАЧ (англ. dispatch - быстрота) - выплачиваемая судовладельцем Грузовладельцу (фрахтователю) премия за досрочное окончание погрузки и выгрузки судна.
ДИСПАША (англ. claims adjustment) - специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии; на основе Д. производится расчет убытков и их распределением между сторонами, организовавшими рейс (владельцами спасенного имущества), т.е. фрахтователем, грузовладельцем, судовладельцем.
ДИСПОЗИТИВНЫЙ (от познелат. dispositivus - распоряжающийся) - восстановительный; допускающий выбор (противоположный - императивный).
ДИСТРИБЬЮТЕР (англ. distributor) - независимый посредник (частное лицо или фирма), осуществляющий оптовые закупки продукции у крупных производителей и ее сбыт потребителям; как правило, Д. обеспечивает хранение товара и его подготовку к непосредственному использованию, потреблению.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ТАРИФ (англ. differential tariff) - таможенный тариф, дающий возможность в зависимости от страны изготовления создавать льготные таможенные условия для тех или иных товаров либо, наоборот, не пропускать их.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (САМООГРАНИЧЕНИЯ) ЭКСПОРТА (англ. voluntary export restrictions) - обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить (не расширять) объем экспорта определенного товара (группы товаров); подобно контингентированию, квотированию и лицензированию, является одним из сравнительно новых методов государственного регулирования внешнеэкономических связей (сдерживание импорта); фактически навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционных санкций. См. также нетарифные барьеры, ограничения; нетарифные меры внешнеэкономического регулирования.
ДОВЕРЕННОСТЬ (англ. letter of authority, power of attorney, procuration) - заверенный документ, фиксирующий полномочия его владельца (доверенность) по представлению прав доверителя перед третьими лицами. Существуют три вида доверенностей: общая (или генеральная) - на представление интересов доверителя во всех сферах; специальная - на совершение каких-то однородных действий (например, для выступления в суде арбитраже); разовая - на выполнение какого-то конкретного действия См. также варрант.
ДОГОВОР ВОЗДУШНОГО СТРАХОВАНИЯ см. ВОЗДУШНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ -договор между авиационным предприятием и пассажиром или грузовладельцем, по условиям которого авиапредприятие обязуется доставить пассажира или груз в обусловленный пункт назначения, а пассажир или грузовладелец - уплатить установленную провозную плату. Д.в.п. пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа - багажной квитанцией. Д.в.п. груза удостоверяется грузовой накладной.
ДОГОВОР ДОГРУЗА -договор, оформляющий перевозку массового груза при неполной загрузке линейного судна генеральным грузом, а также перевозку трамповым судном дополнительной партии груза из того же порта, в котором грузится судно, зафрахтованное по чартеру для перевозки неполного груза.
ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ (англ. contract) - договор (контракт), по условиям которого одна сторона (продавец) предлагает другой стороне (покупателю) какой-либо товар в вещественно-материальной форме, либо знания, опыт, результаты творческой деятельности, оказывает услуги, осуществляет строительство объекта, выполняет другие работы за определенную плату; обычно включает в себя следующие основные положения (статьи): определение сторон; предмет договора; количество товара и его качество; способы определения качества; упаковку и маркировку; цену; срок и место поставки; базисные условия поставки; транспортные условия; порядок сдачи-приемки; условия страхования; гарантии и санкции; обстоятельства непреодолимой силы; претензии; арбитраж; форс-мажор; юридические адреса сторон; подписи и др. Число и последовательность статей Д.к.-п. зависят от характера сделки, товара, объема взаимных обязательств сторон.
ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ -договор, по условиям которого одна сторона (страховщик) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки другой стороны (страхователя), происшедшие вследствии предусмотренных Д.м.с. опасностей или случайностей, которым подвергается застрахованное судно или груз. см. также морское страхование.
ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ (англ. contract of carrige by sea) - письменный договор, определяющий условия перевозки грузов и пассажиров морем. Согласно Д.м.п. перевозчик обязуется принять, доставить груз по назначению и сдать его, а отправитель - оплатить обусловленную возную плату. Как правило, Д.м.п. также содержит условия погрузки, выгрузки, права, обязанности, пределы ответственности сторон, порядок уплаты фрахта и разрешения споров.
ДОГОВОР ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ (англ. reinsurance tready)- договор между страховыми (перестраховочными) компаниями, согласно которому одна компания (перестрахователь) - обязуется передавать, а другая (перестраховщик) - принимать риски в перестрахование. При этом оговариваются: метод перестрахования, лимиты ответственности перестраховщика, доля его участия в Д.п., формы расчета по премиям и убыткам, перестраховочная комиссия, тантьема и др. условия.
ДОГОВОР ПОДРЯДА (англ. contract tready) форма договора, когда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить для другой стороны (заказчика) определенный комплекс работ.
ДОГОВОР ПОСТАВКИ (англ. delivery treaty) - договор между продавцом и покупателем, отражающий вид, объем, качественные характеристики поставляемого товара, цены, сроки поставки, вид используемого транспорта и т.д.
ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ (англ. insurance treaty) - договор между страхователем (лицом, пользующимся услугами страховой организации) и страховщиком, включающий в себя условия страхования; различают страхование жизни и здоровья людей, имущества, коммерческих рисков и т.д.
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА (англ. contract of carrige by sea, contract of affreightment, charter party) - заключаемое между судовладельцем и фрахтователем соглашение о найме судна (всего или части его помещений) для перевозки груза. При этом отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт), а перевозчик - доставить и выдать груз законному получателю в порту назначения. См. также чартер.
ДОГОВОР, КОНТРАКТ (англ. agreement, contract) - соглашение (двустороннее или многосторонее), в котором оговорены права и обязанности его участников; во внешней торговле - документ, определяющий все условия сделки купли-продажи (дата, пункт поставки и т.п.)
ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА (англ. negotiated price) - цена, которая устанавливается по договоренности между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) продукции; во внешнеэкономических связях могут применяться в товарообменных сделках, при поставках в порядке международной кооперации производства, в рамках прямых хозяйственных связях предприятий.
ДОГОВОРНЫЕ УСЛОВИЯ см. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА (КОНТРАКТА)
ДОГОВОРЫ О ТОРГОВЛЕ И МОРЕПЛАВАНИИ (англ. treaties of commerce and navigation) см. ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
ДОЗНАНИЕ -один из видов предварительного расследования в российском уголовном процессе; производится в процессуальных формах, установленных законов. См. также ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ГРУЗАМИ -одна из форм таможенного контроля , осуществляемая путем сличения данных , обозначенных на грузовых местах , с информацией , содержащейся в грузовой таможенной декларации и других сопровождающих груз документах . При этом может проверяться целостность средств идентификации на грузовых местах и вскрытие на выдержку последних , если это необходимо .
ДОКУМЕНТАРНЫЙ АККРЕДИТИВ см. АККРЕДИТИВ ДОКУМЕНТАРНЫЙ, ИЛИ ТОВАРНЫЙ
ДОКУМЕНТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ -документы, сопровождающие подачу таможенной декларации и представляемые Таможенному Органу Российской Федерации и дополнительные сведения, которые таможенный орган РФ вправе запросить с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется Государственным Таможенным Комитетом РФ.
ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ1) -документы и сведения, представляемые в обязательном порядке лицами, перемещающими через таможенную границу российской федерации товары и транспортные средства, либо осуществляющими деятельность, контроль за которой возложен на Таможенные Органы РФ. Перечень документов и сведений, порядок их представления определяется Государственным Таможенным Комитетом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом РФ и иными актами законодательства РФ; 2) сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ. Последние вправе получать эту информацию от банков и иных кредитных учреждений для проведения таможенного контроля; 3) информация об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля, направляемая таможенным органам РФ от других правоохранительных органов РФ, налоговых и иных контролирующих органов РФ по их собственной инициативе либо по запросу таможенных органов РФ.
ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ АКЦЕПТА (англ. documents against acceptance) - метод платежа вовнешней торговле, при котором отгрузочные документы передаются покупателю после акцепта им векселя.
ДОЛГИ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ (англ. preferentia debts). долги, которые должны быть погашены в первую очередь.
ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (англ. promissory note) - документ, содержащий обязательство должника; используется при получении займов и в товарных сделках на срок.
ДОЛЕВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (англ. sharing commitment) - документ, составленный с участием нескольких кредиторов или должников и содержащий обязательство каждого из должников выплатить свою долю наравне с другими (либо право каждого из кредиторов требовать исполнения обязательств).
ДОЛЖНИК (англ. debtor) - одна из сторон в долговом обязательстве, от которой другая сторона (кредитор) вправе требовать совершения определенного действия (передачи имущества, выполнения работ, уплаты денег) или воздержания от определенного действия.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -граждане Российской Федерации, принятые на работу (на контрактной основе) в Таможенные Органы РФ в качестве должностных лиц этих органов, при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
ДОПОЛНЕНИЯ К ДОГОВОРУ (англ. supplement, addendum to contract) - составляющие неотъемлемую часть договора дополнения и приложения к нему, которые, как правило, изменяют его существенные условия (сроки поставки, цену, качество и количество товара); подписывается либо одновременно с договором, либо позднее, в процессе исполнения сделки (или даже по ее завершении). Д.к.д. может содержать и уточняющие условия сделки.
ДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО -вид транспорта , но котором перевозится товар . ( Напр. авиационный, автомобильный , морской , речной , железнодорожный , трубопроводный , линии электропередачи и т .п. ) .
ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ -один из элементов таможенного контроля, которому подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу данной страны, за исключением особо предусмотренных случаев; при этом могут применяться технические средства, не причиняющие ущерба товарам и транспортным средствам. См. также таможенный контроль.
ДОСМОТРОВАЯ РОСПИСЬ -таможенный документ строгой отчетности, применяемый в Российской Федерации для оформления процедуры взимания таможенной пошлины в неторговом обороте. В Д.р. указываются: наименование товаров, облагаемых пошлиной, их отличительные признаки, количество и масса, статьи таможенного тарифа, в соответствии с которыми начисляется пошлина и сумма последней, Копия Д.р. выдается плательщику.
ДОСМОТРОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ -залы или иные достаточно просторные помещения в зданиях вокзалов транспортных организаций, оборудованные специальным имуществом и техническими средствами, необходимыми для осуществления таможенного контроля за вещами физических лиц, намеревающихся пересечь таможенную границу данной страны. Д.п. создаются также на предприятиях почтовой связи для таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями и в помещениях складов транспортных и складских организаций - для таможенного контроля за грузами, а также за вещами, перевозимыми отдельно от лиц, следующих через таможенную границу.