На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

Раздел I. Общие положения

      Глава 1. Основные положения

      Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

      1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).

      Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

      2. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

      3. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

      4. Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

      Комментарий

      Данная статья регламентирует порядок осуществления таможенного регулирования, осуществления и организации таможенного дела в Российской Федерации, а также устанавливает принцип международного сотрудничества в области таможенного регулирования.

      При комментировании данной статьи необходимо дать определения таможенного регулирования и таможенного дела.

      Таможенное регулирование — установление порядка и правил, на основе которых лица осуществляют перемещение товаров и транспортных средств через границу. Таможенное регулирование осуществляется на основе российского и международного законодательства.

      Таможенное дело в соответствии со ст. 1 настоящего Кодекса, представляет собой совокупность методов, средств, приемов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

      Основополагающие основы таможенного регулирования в Российской Федерации содержатся прежде всего в Конституции Российской Федерации.

      Таким образом, Конституция РФ относит регулирование таможенного дела к компетенции органов федеральной власти (п. «ж» ст. 71) — Правительства РФ, Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации.

      Также, Конституция РФ закрепляет принцип осуществления таможенного дела — принцип единого экономического пространства.

      Принцип единого экономического пространства означает, что на территории Российской Федерации принято свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

      Важной гарантией свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Что обеспечивает единство экономического пространства. Но в тоже время существуют конкретные ограничения в разграничении полнофедеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (подп. «ж», «з» ст. 71, подп. «и» ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

      Таможенное дело в соответствии с комментируемой статьей осуществляется под руководством Правительства РФ, а также Государственным Таможенным Комитетом РФ.

      Нормативные акты, принимаемые данными федеральными органами исполнительной власти в области регулирования таможенного дела, не должны противоречить таможенному законодательству РФ и международному законодательству. Деятельность этих органов должна быть целенаправленной, т. е. направлена, прежде всего, на решение стоящих перед ними задач для реализации таможенного законодательства.

      Основным направлением таможенной политики, осуществляемой в Российской Федерации, является решение задач гармонизации и унификации международного законодательства.

      Таким образом, таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

      Основные положения таможенной политики регламентируются на основе принципов внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии со ст. 4 Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) относятся:

      1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

      2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

      3) единство политики экспортного контроля;

      4) единство таможенной территории Российской Федерации;

      5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

      6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

      7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

      8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

      Таким образом, осуществление таможенной политики обеспечивается всеми органами исполнительной власти. Она призвана обеспечить нормальное состояние экономической безопасности РФ.

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

      1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

      2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

      4. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.

      5. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

      Комментарий

      Данная статья регламентирует положение о таможенной территории РФ, которая находится под юрисдикцией таможенного законодательства.

      Пункт 3 настоящей статьи определяет, что таможенная территория РФ включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Понятие исключительной экономической зоны РФ определяется в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 22 апреля, 30 июня 2003 г.).

      Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

      Статья 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня 2003 г.) определяет, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

      В Российской Федерации, кроме исключительной экономической зоны, континентального шельфа, существуют также особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории. Статья 1 Федерального закона от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г.) определяет особую экономическую зону как находящуюся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе.

      В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе.

      Комментируемая статья настоящего Кодекса определяет, что таможенная граница совпадает с государственной границей.

      Государственная граница РФ в соответствии с федеральным законом от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

      Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

      Прохождение Государственной границы устанавливается:

      а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

      б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

      в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки;

      г) на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

      д) на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема;

      е) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

      ж) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

      Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу.

      Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

      1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

      Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — таможенным законодательством Российской Федерации.

      При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — акты таможенного законодательства).

      3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

      На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

      Комментарий

      Комментируемая статья регулирует отношения, возникающие в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

      В настоящее время принят новый Таможенный кодекс, и основополагающая база таможенного законодательства окончательно пока не сформировалась.

      К таможенному законодательству относятся:

      а) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, содержащие нормы таможенного права;

      б) внутреннее таможенное законодательство.

      Международное таможенное законодательство регулирует наиболее важные отношения, возникающие в области таможенного права при осуществлении международных отношений, способствует развитию международного сотрудничества. К ним можно отнести:

      — Таможенную конвенцию о временном ввозе частных дорожных Перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

      — Конвенцию о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.);

      — Конвенцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.);

      — Конвенцию от 9 октября 1990 г, о создании Совета таможенного сотрудничества;

      — Конвенцию о создании совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);

      — Конвенцию о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок (Женева, 21 января 1994 г.), и другие нормативные акты.

      Внутреннее таможенное законодательство представлено федеральными законами о таможенном деле: Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля 2003 г.), Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.), а также иными подзаконными актами, принятыми в соответствии с таможенными законами.

      К основным видам подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, можно отнести:

      1) указы Президента РФ;

      2) постановления Правительства РФ;

      К ним можно отнести: постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. «О неприменении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров», постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. «О поставках сжиженных углеродных газов на внутренний рынок в первом полугодии 2002 г.» и т. д.

      3) нормативные акты ГТК России.

      Примером являются: инструкция ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (с изменениями от 24, 26 июня 2002 г.); инструкция ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. и т. д.

      Отдельные таможенно-правовые нормы могут содержаться и в других законодательных актах. Например, федеральный закон РФ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) определяет основы правового регулирования внешней торговли оружием и регламентирует сопровождающие ее таможенные процедуры. Нормы данного законодательного акта устанавливают порядок ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, находящегося в пользовании физических лиц.

      Данная статья регламентирует порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с государственной границей РФ. Это положение регулируется законом «О Государственной границе РФ», а не урегулированная часть — таможенным законодательством РФ.

      В соответствии со ст. 1 закона «О Государственной границе РФ» государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ.

      Пересечение государственной границы товарами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемые международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации (ст. 9).

      Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

      При перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств взимаются установленные таможенным законодательство таможенные платежи (ст. 11 ТК РФ).

      К ним можно отнести:

      1) ввозную таможенную пошлину;

      2) вывозную таможенную пошлину;

      3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

      4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

      5) таможенные сборы.

      При перемещении товаров через таможенную границу возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов:

      1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

      2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

      Не урегулированная часть таможенного законодательства по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.).

      Наиболее характерными чертами налога являются:

      — обязательность;

      — индивидуальная безвозмездность;

      — отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

      — направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

      Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физический лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 9 Налогового кодекса РФ).

      Сбор характеризуется следующими чертами:

      — обязательность;

      — одно из условий совершенствования государственными и иными органами в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий.

      Данная комментируемая статья определяет, что Таможенное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

      Акты законодательства РФ о таможенном деле подлежат официальному опубликованию. Это требование закреплено:

      — в ст. 1 Федерального Закона от 14 июня «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

      — в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и т. д.

Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

      1. Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

      2. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если то предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

      3. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

      4. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

      — соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;

      — настоящим Кодексом установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

      Комментарий

      Комментируемая статья устанавливает пределы действия актов таможенного законодательства во времени.

      Прежде всего, необходимо отметить, что таможенное законодательство состоит из настоящего Кодекса, а также иных правовых актов, принятых в соответствии с ним. Однако они применяются только к таким отношениям, которые возникли после вступления их в законную силу. Так, например, настоящий Кодекс вступает в законную силу с 1 января 2004 г., а значит им регулируются отношения, возникшие с момента наступления указанной даты. При возникновении таможенных отношений в момент действия старого закона, они регулируются его нормами, несмотря на то, что он впоследствии был отменен и вступил в действие новый закон. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо определять момент возникновения таможенных отношений.

      Это означает, что акты таможенного законодательства не имеют обратной силы. Правила, запрещающие возможность обратной силы закона, предусмотрены Конституцией РФ: ст. 54, в соответствии с которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а также ст. 57, которая закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

      Из данного правила существует лишь два исключения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Во-первых, обратную силу могут иметь акты таможенного законодательства, улучшающие положение лиц. Акт таможенного законодательства улучшает положение лиц, если он облегчает процедуру таможенного оформления, иные таможенные процедуры, порядок помещения товаров под различные таможенные режимы, уменьшает таможенный контроль или иным способом облегчает деятельность физических или юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

      Во-вторых, акты таможенного законодательства имеют обратную силу, если это специально предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

      Порядок опубликования и вступления закона в силу определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (с изменениями от 22 октября 1999 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

      В соответствии со ст. 2 этого Закона датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Так, новый Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 25 апреля 2003 г., одобренный Советом Федерации 14 мая 2003 г. и подписанный Президентом 28 мая 2003 г., считается принятым 25 апреля 2003 г.

      По общему правилу, установленному ст. 6 указанного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Такой особый порядок установлен ч.ч. 3 и 4 комментируемой статьи. Так, акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

      При этом официальным опубликованием уголовного закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

      Из этого правила также имеются два исключения, касающиеся введения в действие запретов, ограничений или требований в области таможенного дела, устанавливаемых иными правовыми актами Российской Федерации. Так, они могут быть введены и до истечения одного месяца со дня официального опубликования (ч. 4 комментируемой статьи).

      Действие акта таможенного законодательства может быть прекращено путем его отмены либо замены другим, а также в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие этого акта. Среди актов таможенного законодательства существуют также такие акты, действие которых рассчитано на определенный срок.

Статья 5. Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

      1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

      2. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

      3. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

      — соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;

      — нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;

      — настоящим Кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

      4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

      Комментарий

      Данная статья регламентирует, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

      Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

      Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации (ст. 1 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации).

      Правовые акты, издаваемые ГТК России, являются нормативными, если они направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

      Правовые акты ГТК России не являются нормативными, если они содержат разовые предписания, адресованы конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение.

      Не являются нормативными актами ГТК России рекомендательные документы, протоколы заседаний Коллегии ГТК России и различного рода совещаний, докладные и служебные записки структурных подразделений ГТК России, информационные материалы.

      Нормативные правовые акты ГТК России должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции ГТК России.

      Нормативные правовые акты ГТК России издаются:

      — на основе и во исполнение федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

      — во исполнение решений Коллегии ГТК России, поручений руководства ГТК России;

      — по инициативным предложениям структурных подразделений ГТК России, таможенных органов Российской Федерации.

      ГТК России издает нормативные правовые акты в виде:

      — приказов;

      — распоряжений;

      — правил;

      — инструкций;

      — положений.

      Комментируемая норма определяет, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

      Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

      Необходимость направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник Правового управления ГТК России.

      Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты направляются в Минюст России не позднее десяти дней со дня их подписания.

      Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Указанные акты вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. За исключением случаев, если:

      — положения актов таможенного законодательства на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;

      — нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу.

      Данная статья определяет, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

      1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

      2. Положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

      3. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

      1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

      2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

      3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

      4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в настоящем Кодексе.

      4. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.

      5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

      6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      Комментарий

      Комментируемая статья закрепляет требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Указанные требования в основном относятся к правилам законодательной техники и предназначены для единообразного понимания и применения.

      Положения ч. 1 комментируемой статьи необходимы для возможности обеспечения деятельности в области таможенного дела лиц с неюридическим образованием. При разработке нормативных актов необходимо обеспечивать разумную простоту и лаконичность акта, при которой каждый гражданин может иметь четкое представление о своих правах и обязанностях, а также о порядке прохождения таможенной процедуры.

      Федеральные органы исполнительной власти в области таможенного регулирования, главным образом ГТК России, обладают полномочиями издавать свои правовые акты, такие как приказы и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, а значит не могут противоречить вышестоящим нормативно-правовым актам таможенного законодательства и иным правовым актам Российской Федерации.

      Указанные акты органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение вышестоящих актов таможенного законодательства, они лишь разъясняют и дополняют положения указанных актов, например, распоряжение ГТК РФ от 24 июня 2003 г. № 327-р «О таможенном оформлении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»; Приказ ГТК РФ от 24 июня 2003 г. № 688 «Об установлении норм ввоза отдельных видов товаров, которые могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин и налогов, в упрощенном, льготном порядке». Поэтому они не могут устанавливать какие-либо дополнительные требования, запреты и ограничения, не предусмотренные вышестоящими актами таможенного законодательства.

      Часть третья комментируемой статьи закрепляет перечень оснований признания нормативных актов не соответствующими настоящему Кодексу. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

      Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом дела об обжаловании нормативных актов подведомственны Верховному Суду Российской Федерации.

      Часть 5 комментируемой статьи содержит несколько декларативное положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Данное положение плохо соотносится с общеправовым принципом — незнание закона не освобождает от ответственности.

      Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также в результате недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, подлежит возмещению.

      Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

      Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным актом субъекта РФ и муниципального образования на государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо или гражданина.

      Приказом Минфина РФ от 12 февраля 1998 г. № 26 организация и ведение работы по выступлению в судах от имени казны Российской Федерации возложена на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным области и округам и г. Санкт-Петербургу.

 Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле

      В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

      Комментарий

      Данная статья комментирует применение мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства РФ о налогах и сборах в таможенном деле.

      Таможенный тариф Российской Федерации — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ст. 1 Закона «О Таможенном тарифе»).

      Основными целями таможенного тарифа являются:

      — рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

      — поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

      — создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

      — защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

      — обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

      В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются. В этом же законе (ст. 4) в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.

      В ст. 14 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности определяется следующим образом: «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины».

      Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке.

      Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть условно объединены в следующие группы:

      1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

      2) паратарифные инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывают на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги, взимаемые таможенными органами);

      3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т. д.);

      4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

      5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

      6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

      7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

      8) лицензирование, предполагающее выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.

      Лицензия — это специальное разрешение на осуществление лицом того или иного вида деятельности либо тех или иных правомочий, выдаваемое уполномоченным на то органом или лицом с соблюдением требуемых формальностей и на определенный срок.

      Индивидуальная лицензия — это разовое разрешение на импорт или экспорт товара.

      Генеральная лицензия — это разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугодия или года.

      Таким образом, государственное регулирование внешнеторговой деятельности устанавливает запреты и ограничения в целях интеграции экспорта и импорта товара через таможенную границу.

      Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются запреты в области таможенно-тарифного регулирования с помощью налогов и сборов.

      Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

      Наиболее характерными чертами налога являются:

      — обязательность;

      — индивидуальная безвозмездность;

      — отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

      — направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

      Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физический лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 9 Налогового кодекса РФ).

      Сбор характеризуется следующими чертами:

      — обязательность;

      — одно из условий совершенствования государственными и иными органами в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий.

      Таким образом, налоговое законодательство устанавливая запреты и ограничения, способствует применению мер таможенно-тарифного регулирования.

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

      1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

      2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

      Комментарий

      Данная статья определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.

      Международное право представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государством и другими участниками международного общения.

      Данные принципы содержаться в Уставе Организации Объединенных Наций, а также в Декларации принципов международного права 1970 г.

      Такими принципами являются:

      — неприменение силы и угрозы силой;

      — мирное разрешение международных споров;

      — невмешательство во внутренние дела других государств:

      — сотрудничество государств;

      — равноправие и самоопределение народов:

      — суверенное равенство государств;

      — добросовестное выполнение обязательств.

      Нарушение государствами своих обязательств влечет за собой ответственность по международному праву. Международное право содержит ряд основополагающих принципов и норм, которые признаются всеми государствами и являются обязательным для них.

      Международные правовые акты носят общий характер и устанавливают ориентиры деятельности в той или иной области каждого государства, подписавшего данный нормативный акт.

      Часть 2 комментируемой статьи определяет, что если правила, установленные настоящим Кодексом, противоречат правилам международного договора РФ, то применяется международный договор РФ.

      Международный договор — это ясно выраженное соглашение субъектов международного права, регулирующее их взаимоотношения путем установления международно-правовых норм, является главным средством правового регулирования межгосударственных отношений.

      К международным договорам, регулирующим таможенное законодательство, относятся:

      — Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных Перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

      — Конвенция о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.);

      — Конвенция о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.);

      — Конвенция от 09.10.1990 г, о создании Совета таможенного сотрудничества;

      — Конвенция о создании совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);

      — Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок (Женева, 21 января 1994 г.);

      — Конвенция о таможенных льготах для туристов Нью-Йорка, 4 июня 1954 г.) и т. д.

      Таким образом, международный договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, и все его постановления обязательны для участников и должны ими выполняться.

 Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом

      1. Определение дня начала и дня окончания установленных настоящим Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 2. Если настоящим Кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 129 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      Положения комментируемой статьи определяют порядок исчисления сроков, установленных Таможенным кодексом. Срок — это определенный промежуток времени или его моменты, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. По своей природе срок представляет собой юридический факт — событие. Статья 9 предусматривает два способа определения сроков: в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом, и по правилам, установленным Гражданским кодексом с применением положений п. 3 ст. 129 Таможенного кодекса. По общему правилу, определение дня начала и дня окончания, установленных Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. Если же Таможенным кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений п. 3 ст. 129 Таможенного кодекса. По правовым последствиям сроки можно разделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Срок может определяться календарной датой, указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, а также истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого — либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами

      1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

      2. Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

      Таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

      Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

      3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, имеет специальные режимы хранения и доступа.

      4. Утрата документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

      Комментарий

      Комментируемая статья определяет, что любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться исключительно в таможенных целях.

      В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

      Особый режим устанавливается в отношении охраняемой законом тайны, а также конфиденциальной информации. Такая информация:

      1) не должна разглашаться;

      2) не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях;

      3) не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам.

      К информации, находящейся под особым режимом, относится:

      1) информация, составляющая государственную тайну.

      Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);

      2) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну. Статья 139 Гражданского кодекса РФ определяет, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

      3) информация, составляющая налоговую тайну. Статья 102 Налогового кодекса РФ дает понятие налоговой тайны. Налоговая тайна — это любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      — разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

      — об идентификационном номере налогоплательщика;

      — о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

      — предоставляемых налоговым других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми органами;

      4) информация, составляющая банковскую тайну, т. е. информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;

      5) любая иная конфиденциальная информация, т. е. информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.

      Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, имеет специальные режимы хранения и доступа.

      Данная статья комментирует, что таможенные органы, получившие доступ к информации, в силу закона или договора не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам составляющую государственную коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

      Таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами.

      Статья 45 Таможенного кодекса определяет, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

      Право на обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти является одной из форм защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

      Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и в суд, арбитражный суд.

      Обжалование осуществляется путем подачи жалобы. Жалоба представляет собой обращение в государственные или официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса. Она должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.

      Объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие таможенных органов.

      Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты.

      Под бездействием в Таможенном кодексе РФ понимается несовершение действия или непринятие решения в течение трехмесячного срока. Этот срок исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершении действия.

 Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

      1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

      1) товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;

      2) российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

      3) иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

      4) товары, находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

      5) транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

      6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей — наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;

      7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

      8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

      9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

      К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

      10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;

      11) таможенные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;

      12) лица — юридические и физические лица, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

      13) российские лица — юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;

      14) иностранные лица — лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта;

      15) декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

      16) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

      17) таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом;

      18) заинтересованные лица — лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

      19) таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

      20) таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;

      21) таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей;

      22) таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами;

      23) выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;

      24) свободное обращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

      25) налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом;

      26) внутренние налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации;

      27) таможенная декларация — документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящим Кодексом;

      28) транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

      29) коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

      30) таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

      2. Все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

      Комментарий

      Комментируемая статья раскрывает ряд терминов таможенного права: товары, российские товары, иностранные товары, товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, таможенные документы, внутренние налоги, транспортные документы, коммерческие документы, таможенная декларация, незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, заинтересованные лица, ввоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, вывоз товаров и транспортных средств с таможенной границы, таможенные органы, лица, российские лица, иностранные лица, перевозчик, таможенный брокер, декларант, заинтересованные лица, таможенный контроль, таможенные операции, таможенный режим, выпуск товаров, свободное обращение, налоги.

      Новый Таможенный кодекс вводит дополнительные понятия: таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный брокер.

     
Услуги таможенного брокера
  Тематические статьи.
Обмен ссылками.
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!