На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

 Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

      Статья 12. Перемещение товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу

      1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

      2. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Кодексом.

      Комментарий

      Данная статья закрепляет, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

      Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств следует понимать совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

      Право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств соответствует нормам Конституции РФ, которая закрепляет за каждым право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

      Согласно ТК РФ под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, а именно: морское (речное) судно, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках и др.

      Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ и иных законодательных актах.

 Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

      1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362), за счет лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

      Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      2. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.

      Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      3. Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.

      Комментарий

      Комментируемая статья устанавливает правовые основы запрещения ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств, а также определяет ограничения при перемещении товаров через таможенную границу.

      Существует перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства:

      1) соображения государственной безопасности;

      2) защита общественного порядка;

      3) защита нравственности населения;

      4) защита жизни и здоровья человека;

      5) охрана окружающей природной среды;

      6) защита животных и растений;

      7) защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

      8) защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности;

      9) защита интересов российских потребителей ввозимых товаров;

      10) исходя из других интересов Российской Федерации, в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами.

      Данный перечень оснований для запрещения ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым. Таким образом, он может быть дополнен и другими основаниями, исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации.

      В статье также говорится об ограничении в отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Как правило, такие ограничения направлены на защиту публичного порядка и нравственных устоев общества. Осуществление гражданином права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц на основании ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

      Ограничения также могут устанавливаться в актах российского права и в источниках международного права, международных договорах, решениях международных организаций. О существовании последних (и содержащихся в них ограничений на ввоз и вывоз) ГТК доводит до сведения территориальных таможенных органов путем рассылки писем-разъяснений и указаний.

      Существует ряд оснований для принятия решения об ограничении на ввоз и вывоз товаров:

      — выполнение международных обязательств РФ;

      — защита экономической основы суверенитета России;

      — защита внутреннего потребительского рынка, ответная мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и др.

      К предметам, запрещенным к вывозу, относятся товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ, исходя из следующих принципов:

      — сохранение исторического, культурного, научного и иного культурного наследия народов Российской Федерации;

      — обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

      — защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

      — выполнение международных обязательств Российской Федерации;

      — по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

      Существует перечень предметов, которые не подлежат вывозу из Российской Федерации:

      — движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

      — движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      — культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

      Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат, соответственно, незамедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика.

      При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.

      Под особый режим перемещения через российскую таможенную границу попадают отдельные виды продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 (ред. от 30.12.2001 г.) В этот список входят:

      — драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни и изделия из них;

      — стратегические материалы;

      — вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства и другие виды (в ред. Указа Президента РФ от 15.07.1998 г. № 840).

      Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.

      Одну из функций ограничений выполняет Министерство экономического развития и торговли РФ, являясь органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.

      Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами. Примером последнего случая является постановление Правительства РФ от 26 декабря 2000 г. № 817 «О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша». В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки.

      Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие.

Статья 14. Таможенное оформление и таможенный контроль

      1. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

      2. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

      3. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

      Комментарий

      Порядок производства таможенного оформления устанавливается не только Таможенным кодексом РФ, но также и иными актами законодательства Российской Федерации и нормативными актами ГТК РФ.

      Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

      Одним из важнейших институтов таможенного права является таможенный контроль. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

      Различают два вида таможенного контроля: контроль товаров и транспортных средств.

      Под контролем товаров подразумевается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ при перемещении через таможенную границу движимого имущества, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортных средств.

      Контроль транспортных средств — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации любых транспортных средств.

      Что касается должностных лиц таможенных органов, то они не могут произвольно, не опираясь на закон, лишить человека права на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств.

 Статья 15. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами

      1. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

      2. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

      Комментарий

      Комментируемая статья закрепляет положение, в соответствии с которым пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, допускаются только в соответствии с их таможенными режимами.

      Определение таможенного режима дано в п. 22 ст. 11 ТК РФ. Таким образом, таможенный режим — это таможенная процедура, которая определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

      Указанное положение наряду с некоторыми другими положениями определяет смысл, содержание и применение норм ТК РФ.

      Данная статья сопоставляется с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, которая устанавливает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества только те действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

      Согласно ТК РФ под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

      В свою очередь заинтересованными лицами признаются лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Статья 16. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров

      Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут:

      1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, — российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

      2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:

      — лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

      — иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с настоящим Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

      Комментарий

      Каждое лицо должно знать, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при таможенных операциях для выпуска товаров.

      Согласно ТК РФ таможенные операции — это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

      Как уже было прокомментировано ранее, выпуск товаров — это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

      Должностное лицо таможенного органа при ненадлежащем исполнении своих обязанностей, которые на него возложены, несет дисциплинарную ответственность в установленном порядке.

      Таким образом, каких-либо препятствий при совершении таможенных операций для выпуска товаров быть не должно, если не нарушается данное законодательство РФ, а таможенные органы в свою очередь не должны нарушать своих обязанностей и не превышать своих должностных обязанностей, что впоследствии может повлечь дисциплинарную ответственность.

      Статья 17. Гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом

      В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      Ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей каким-либо лицом влечет за собой дисциплинарную ответственность в установленном порядке.
      Гарантия является неотъемлемой частью в соблюдении надлежащего исполнения своих обязанностей.
      При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на основании гл. 31 ТК РФ, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей.
      Под таможенным режимом понимается таможенная процедура, которая определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
      Лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, должно взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, а также оформить соответствующие документы на свое имя, если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями.
      Что касается таможенных органов, то они вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.
      Если соблюдение таможенного режима временного ввоза обеспечивается гарантиями, тогда лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя. Указанное лицо пользуется правами и исполняет обязанности, которые установлены настоящим Кодексом для лица, получившего разрешение на временный ввоз, со дня выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров.
      При соблюдении всех прав и обязанностей в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, которые устанавливаются ТК РФ, а также другими нормативными актами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

     
Услуги таможенного брокера
  Тематические статьи.
Обмен ссылками.
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!