Глава 4. Информирование и консультирование
Статья 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или не совершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.
2. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).
3. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.
Комментарий
В данной статье рассмотрено право лица на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия). Сущность данного права заключается в том, что лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или не совершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.
Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Столь короткий срок установлен в связи с тем, что при более длительной задержке будет затруднительно таможенному органу предоставить требуемую информацию. Также в статье отмечена альтернатива предоставления информации. То есть она может быть предоставлена как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса.
Статья 24. Информация о правовых актах в области таможенного дела
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела.
2. Таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование в своих официальных изданиях правовых актов, принятых этим органом, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела.
Комментарий
Главой 4 Таможенного кодекса предусмотрены такие понятия, как информирование и консультирование. «Информирование», в некотором смысле, получило конкретизацию в комментируемой статье, которая предусматривает получение информации о правовых актах в области таможенного дела.
Нормативной базой, регулирующей данный вопрос является Приказ ГТК РФ от 15 мая 1995 г. «Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам».
Свободный бесплатный доступ к информации представляет любой таможенный орган, в который обратилось заинтересованное лицо. Исключение составляют случаи, когда у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом правовом акте либо когда запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим таможенным органом.
Доступ к информации обеспечивается в отношении:
— подготавливаемых правовых актах;
— о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела.
Комментируемой статьей предусмотрено полномочие Федерального органа исполнительной власти по обеспечению опубликования в своих официальных изданиях правовых актов, принятых ими, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела.
Информация предоставляется всем заинтересованным лицам, однако Положением «Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам» установлены некоторые особенности:
— информация не подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованию (с грифами «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати»), предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
— информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется только этому лицу, за исключением случаев, когда упоминание о конкретном лице не может в силу одного этого факта нанести ущерб правам, свободам и законным интересам этого лица.
— информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных органов Российской Федерации, отношения с подведомственными ГТК России предприятиями, учреждениями и организациями, касающихся прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов (за исключением прав и обязанностей в отношении лиц, контроль за деятельность которых входит в компетенцию таможенных органов), прав и обязанностей иных работников системы ГТК России, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы заинтересованного лица.
Статья 25. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов
1. Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Информация по запросу заинтересованного лица предоставляется в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса.
2. Консультирование таможенными органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме бесплатно. По требованию заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме.
3. Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств.
4. Если запрашиваемая информация была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с положениями пункта 6 статьи 6 настоящего Кодекса.
5. Таможенные органы не несут ответственность за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, равно как за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение.
Комментарий
Комментируемой статьей предусматривается право заинтересованных лиц на получение консультации не только по вопросам таможенного дела, но и по другим вопросам, решение которых входит в компетенцию этих таможенных органов.
В соответствии с п. 2 приказа ГТК от 15 мая 1995 г. консультирование в таможенных органах осуществляется уполномоченными сотрудниками юридических служб, а также Правовым управлением ГТК. Возложение обязанности оказания консультаций производится с согласия сотрудника и оформляется правовым актом таможенного органа. При этом, начальник таможенного органа, исходя из укомплектованности юридической службы, стажа работы ее сотрудников и некоторых других обстоятельств, может привлекать для оказания консультаций сотрудников других подразделений таможенного органа.
Приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. «Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам» установлено также, что консультирование проводится в местах нахождения таможенных органов, которые вправе устанавливать определенные дни и часы консультирования. При этом, заметим что общий объем времени, отведенного для консультирования, не может быть менее сорока часов в течение недели, а в таможенных органах, штатная численность сотрудников которых не превышает 100 единиц, — десяти часов в течение недели.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлена форма проведения консультирования. Согласно данной норме консультирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме и осуществляется путем ответа на вопросы, поставленные заинтересованным лицом либо его представителем. А в случае, если заинтересованное лицо потребует предоставить информацию в письменной форме, то таможенный орган обязан это сделать.
Должностное лицо таможенного органа, которое дает консультацию не вправе:
— давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
— вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными лицами документы;
— совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;
— давать сведения, не подлежащие разглашению, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов;
— давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности, в том числе с обжалованием лицом постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил;
— давать консультации по вопросам, связанным с обжалованием лицом решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
— давать консультации по вопросам рассматриваемого судебным органом дела, в котором таможенный орган или его должностное лицо является стороной.
Комментируемой статьей предусмотрена ответственность таможенных органов за достоверность информации, предоставляемой в порядке консультирования по таможенным вопросам, а также за предоставление этой информации своевременно.
При этом, п. 5 данной статьи предусмотрены обстоятельства, исключающие ответственность таможенных органов, за убытки:
— причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля;
— причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, которые не уполномочены руководителями таможенных органов на консультирование.