На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

  Глава 5. Таможенная статистика

      Статья 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации

      1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

      2. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

      3. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами.

      Комментарий

      Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

      Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных органов.

      В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Согласно новому Таможенному кодексу таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами.

      В настоящее время статистика внешнеэкономических связей ведется в соответствии с «Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (далее — Методология), утвержденной приказом ГТК от 28 апреля 1994 г. № 180 (с изм. от 18 августа 1994 г.). Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

      Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:

      — обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;

      — анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;

      — информационное обеспечение: подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно — коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти — при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;

      — анализ конъюнктуры российского рынка;

      — контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;

      — осуществление валютного контроля;

      — составление торгового и отдельных статей платежного балансов.

      Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередачи, осуществляется (в соответствии с особенностями их декларирования) по партиям товаров, поставленным в соответствии с документами, подтверждающими приемку товаров на пограничных пунктах трубопроводов или линий электропередачи.

      Объектом учета таможенной статистики являются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы государства.

      С помощью таможенной статистики внешней торговли государства ведется учет ввоза и вывоза товаров на основании «общей» системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы статистической территории государства или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории государства выступает его государственная граница.

      При «общей» системе учета таможенной статистикой учитываются следующие категории товаров. Импорт Российской Федерации:

      — товары, ввозимые для свободного обращения;

      — реимпортируемые товары;

      — товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;

      — товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;

      — товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;

      — товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

      — товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;

      — ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

      — иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;

      — товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.

      Экспорт Российской Федерации:

      — товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;

      — ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

      — товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;

      — товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;

      — товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

      — товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;

      — иностранные и российские товары, вывозимые за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;

      — товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.

      При «общей» системе учета таможенной статистикой не учитываются категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:

      — товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;

      — товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;

      — временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;

      — иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;

      — вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства, а также уничтожение товаров;

      — товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств государства за рубежом.

      В таможенной статистике внешней торговли не учитываются также следующие товары:

      а) валютные ценности (в том числе монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов;

      б) предметы залога и другие средства обеспечения обязательств;

      в) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения;

      г) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным и межправительственным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств;

      д) товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности отечественных воинских частей, дислоцирующихся за пределами государства, а также находящиеся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию государства отечественными воинскими частями;

      е) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

      1) перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузом;

      2) почтовые знаки;

      3) предметы обрядов и церемоний;

      4) фотографии, экспонированные и проявленные пленки, проекты, рисунки, кальки, рукописи, деловые бумаги, административные печатные бланки, грамоты, а также любой носитель информации, применяемый в рамках международного обмена информацией (в том числе иностранные стандарты, технические условия, технические описания и т. п.);

      5) товары, ввозимые и вывозимые физическими лицами, выезжающими или въезжающими на постоянное место жительства, а также беженцами и вынужденными переселенцами;

      ж) товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница страны:

      1) морские, речные суда и летательные аппараты, предназначенные для использования в международных перевозках;

      2) рыба и все виды морских продуктов, продаваемые с отечественных судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море;

      3) товары, добытые со дна в открытом море;

      4) бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для отечественных транспортных средств;

      5). реэкспорт (в статистическом значении этого термина) без завоза в страну;

      — ввозимые в государство рыба и другие морские продукты, добытые в открытом море либо в территориальных водах иностранных государств на условиях концессии;

      — товары, поставляемые в порядке рекламации, гарантийного обслуживания, а также ошибочные поставки товаров.

      При ввозе на территорию государства и вывозе с этой территории учет ряда товаров в таможенной статистике внешней торговли имеет свою специфику. В частности:

      — драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;

      — межправительственные поставки, включающие ввоз и вывоз товаров в рамках правительственных программ внешней помощи, учитываются вне зависимости от того, поставляются ли эти товары в счет взносов в фонд технической помощи ООН, в качестве даров или являются займом, товарообменной (бартерной) партией или представляют собой военные репарации или реституции;

      — гуманитарная помощь учитывается по стоимости с разбивкой по государствам;

      — бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы учитываются при: продаже для иностранных морских, речных судов и летательных аппаратов на территории государства; покупке с иностранных морских, речных судов на территории государства;

      — товары, арендуемые сроком на один год и более, учитываются по полной стоимости арендуемого товара на момент ввоза (вывоза).

      Согласно Методологии для формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие показатели:

      — отчетный период;

      — направление товаропотока (ввоз или вывоз);

      — страна происхождения при ввозе;

      — страна назначения при вывозе;

      — статистическая стоимость;

      — код и наименование товара;

      — вес нетто;

      — код и наименование дополнительных единиц измерения;

      — количество по дополнительным единицам измерения;

      — характер сделки;

      — вид таможенного режима;

      — категория отправителя (получателя) товара;

      — регион (республика, край, область, г. Москва и г. Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ).

      Учет ввоза и вывоза товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара, проставленной на грузовой таможенной декларации.

      Датой ввоза и вывоза товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии, поставляемой по линиям электропередачи, считается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных и контрольно-распределительных пунктах, соответственно, трубопровода и линий электропередачи.

      Статистическая стоимость товаров определяется в долларах США по ценам контрактов, приведенным к единому базису. Оценка стоимости импорта производится на базе цен СИФ — российский порт или СИП — пункт назначения на границе Российской Федерации.

      СИФ (стоимость, страхование, фрахт) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.

      Оценка стоимости экспорта производится на базе цен ФОБ — российский порт или ДАФ — граница Российской Федерации.

      ФОБ (свободно на борту) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

      Понятия СИФ, ФОБ, СИП и ДАФ определяются в соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс», 1990 г.

      Статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро.

      По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены.

      Статистические публикации по таможенной статистике внешней торговли России содержат основные данные, характеризующие состояние внешней торговли страны:

      — экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и группам стран;

      — удельный вес отдельных стран и групп стран во внешней торговле России;

      — данные по импорту и экспорту в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;

      — данные по импорту и экспорту в разрезах «товар — страна» и «страна — товар».

      Комментируемая статья закрепляет возможность предоставления таможенными органами данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.

      В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям.

      Публикация данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Специальная таможенная статистика

      1. В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

      2. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

      Комментарий

      В соответствии с положениями комментируемой статьи целью специальной статистики является «обеспечение решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации». Специальная таможенная статистика ведется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Согласно ранее действующему Таможенному кодексу порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливался Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Таможенный кодекс, вступающий в действие с 1 января 2004 г., не содержит указания на конкретный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный устанавливать порядок ведения специальной таможенной статистики.

      Специальную таможенную статистику составляют:

      — статистика декларирования (ввоз и вывоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли);

      — статистика таможенных платежей (удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета; учет ведется по видам таможенных платежей);

      — статистика валютного контроля;

      — статистика товаров, обращенных в федеральную собственность;

      — статистика международных перевозок (учет транспортных средств, следующих из Российской Федерации или в Российскую Федерацию);

      — статистика пассажирооборота (учет физических лиц, проследовавших через границу Российской Федерации);

      — другие виды специальной таможенной статистики.

      Комментируемая статья содержит указание на использование таможенными органами данных специальной таможенной статистики исключительно для таможенных целей.

 Статья 28. Документы и сведения, используемые для статистических целей

      1. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

      2. На информацию, используемую для статистических целей, распространяются положения, установленные статьей 10 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      Документы и сведения, используемые для статистических целей, представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля (разд. II, подр. 1, гл. 8—16; разд. IV гл. 34—38).

      В отличие от ранее действовавшего Таможенного кодекса новый Таможенный кодекс не содержит прямого указания на конфиденциальность информации.

      Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что на информацию, используемую для статистических целей, распространяются положения, установленные ст. 10 Таможенного кодекса РФ, согласно которой любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

      Особый режим устанавливается в отношении охраняемой законом тайны, а также конфиденциальной информации. Такая информация:

      1) не должна разглашаться;

      2) не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях;

      3) не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство предусматривает обязанность таможенного органа передавать информацию иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью).

      Под такой особый режим подпадает следующая информация:

      1) информация, составляющая государственную тайну, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. от 6 октября 1997 г., 30 июня 2003 г.);

      2) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

      3) информация, составляющая налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса РФ);

      4) информация, составляющая банковскую тайну, т. е. информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;

      5) любая иная конфиденциальная информация, т. е. информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.

      В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24 — ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) подлежит защите любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

      Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

      Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к конфиденциальной информации, в силу закона или договора не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

      Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

      Основным документом, служащим для регистрации показателей экспорта и импорта, является таможенная декларация. С введением грузовой таможенной декларации (ГТД) этот документ становится основой учета экспорта и импорта при водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозках.

      В «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» дается перечень основных сведений о внешней торговле и товарах: направление товаропотока (ввоз или вывоз); страна происхождения (при ввозе); страна назначения (при вывозе); статистическая стоимость; код и наименование товара по ТН ВЭД; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения, категория отправителя (получателя) товара и др.

      Существенным при статистическом учете экспорта и импорта является дата регистрации пересечения товаром таможенной границы. Так, при экспорте ею будет дата, указанная на штемпеле, который ставится на ГТД таможней, разрешающей выпуск товара. Импорт регистрируется по дате разрешения таможни на ввоз груза для внутреннего потребления, проставленной на ГТД.

      Если товар поставляется трубопроводным транспортом, а также в случаях поставки электроэнергии, датой экспорта или импорта считается дата акта приема сдачи, составленного на пограничных или иных контрольно-распорядительных пунктах трубопровода или системы линий электропередачи. По такому же принципу засчитывается в экспорт или в импорт продажа — покупка самолетов, вертолетов, морских судов.

      Товары, приобретенные за границей и сданные своим организациям для потребления на месте, засчитываются в импорт по моменту перехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом. Датой экспорта или импорта материальных услуг, осуществляемых самостоятельно, является дата акта приема — сдачи данной услуги.

      Для ведения таможенной статистики внешнеторгового оборота используются следующие сведения из ГТД: идентификационный номер предприятия, товар и его код по ТН ВЭД России, вес нетто, фактурная стоимость в валюте контракта, валюта и ее код, курс валюты, статистическая стоимость, страна и код страны — получателя, код таможенного режима.

     
Услуги таможенного брокера
  Тематические статьи.
Обмен ссылками.
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!