<
  На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

     Глава 12. Временное хранение товаров

      Статья 99. Временное хранение товаров

      Временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

      Комментарий

      Данная статья раскрывает понятие временного хранения товаров.

      Временное хранение — это таможенно-правовой институт, имеющий самостоятельное значение, который содержит признаки, отличающие его от сходных понятий в других отраслях права.

      Временное хранение товаров в таможенной деятельности представляет собой правовое положение товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, когда товары и транспортные средства с момента представления их таможенному органу находятся под таможенным контролем до их выпуска в соответствии с избранным таможенным режимом.

      Закон определяет временные рамки нахождения товаров и транспортных средств в данном правовом статусе после их выпуска.

      Положение о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем устанавливает порядок взаимодействия перевозчика, владельца склада временного хранения, лица, перемещающего товары, и таможенного органа РФ при временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем и т. д.

      Временное хранение товаров и транспортных средств, представляет собой процедуру таможенного оформления.

      Товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу и до их выпуска находятся на временном хранении автоматически с момента и в силу их представления таможенному органу.

      При ввозе представление выражается в уведомлении таможенного органа перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации либо в место доставки.

      При вывозе представление выражается в уведомлении таможенного органа лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком, либо уполномоченными ими лицами о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки.

      В соответствии с приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. «Об утверждении положения о временном хранении (складах временного хранения)» местом прибытия на таможенную территорию РФ и доставки товаров является склад временного хранения.

      Доставка товаров в другие места допускается лишь с согласия таможни, в зоне деятельности которой находится лицо, перемещающее товары, или вышестоящего таможенного органа в случаях, когда таможенное оформление целесообразно проводить в этих местах с учетом характера товара.

      В данном случае товары и транспортные средства находятся в местах, не являющихся складами временного хранения, тем не менее, они приобретают правовое положение временно хранимых.

      Таким образом, временное хранение товаров и транспортных средств и склад временного хранения — две различные категории.

   Статья 100. Склады временного хранения

      1. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой.

      Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 настоящего Кодекса.

      2. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

      3. Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Комментарий

      Комментируемая статья определяет, что временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено таможенным законодательством.

      Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) и без применения к товарам мер экономической политики (лицензирования, квотирования) на период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных таможенным законодательством.

      В качестве помещения склада может использоваться здание или сооружение, открытая или крытая площадка, отвечающие требованиям СНИПов и ГОСТов.

      На склад временного хранения могут помещаться любые товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, кроме товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

      Владелец склада временного хранения должен принять меры к уведомлению таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств не позднее 30 мин. после их прибытия, а при прибытии их вне работы таможенного органа — не позднее 30 мин. после наступления времени начала работы этого органа.

      После подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств и до их помещения на склад временного хранения оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки транспортного средства, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются лишь с разрешения таможенного органа.

      Склад временного хранения действует на основании процедуры использования склада, которая утверждается таможней с учетом мнения его владельца в зависимости от конструкции склада, видов товаров и транспортных средств, хранящихся на складе, его пропускной способности и др.

      В процедуре оговариваются следующие вопросы:

      — требования таможни к обустройству и оборудованию склада, в том числе и помещений для сотрудников таможенного органа;

      — сроки временного хранения товаров и транспортных средств на данном складе;

      — режим работы на складе;

      — схема взаимодействия таможенного органа с владельцем склада;

      — форма учета товаров и транспортных средств, принимаемых на хранение и хранящихся на складе;

      — иные требования и условия, связанные с функционированием склада.

      Товары, находящиеся на складе временного хранения, могут с согласия таможенного органа осматриваться и измеряться владельцем склада временного хранения.

      Одновременно с представлением товаров и транспортных средств или с разрешения таможенного органа не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и другие коммерческие документы на них (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т. д.). Ответственность за вручение таких документов несет перевозчик.

      Перечисленные выше документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства, помещаемые на склад.

      В соответствии с Приказом ГТК РФ от 7 октября 1993 г. «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)» в документах должно содержаться:

      — наименование российского отправителя или получателя Тонеров;

      — наименование перевозчика;

      — краткие сведения о транспортном средстве, достаточные для его идентификации (вид, название, номер и т. п.);

      — обобщенное наименование товара, его количество.

      В течение суток после уведомления таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств они должны быть помещены на склад временного хранения. Если уведомление не было произведено, то указанный срок исчисляется с момента истечения срока на подачу уведомления.

      Склад временного хранения является зоной таможенного контроля.

      Склад временного хранения может учреждаться таможенным органом РФ. Таможенный орган, учредивший склад временного хранения, и владелец склада, получивший лицензию на учреждение склада временного хранения, являются владельцами склада временного хранения.

      К месторасположению склада временного хранения предъявляются следующие требования:

      а) склады временного хранения могут учреждаться в местах, одобренных таможенными органами;

      б) склады временного хранения не могут учреждаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов;

      в) склад временного хранения должен располагаться по одному почтовому адресу.

      Данная статья также определяет, что товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом.

      В этом случае должны быть соблюдены все необходимые процедуры помещения товаров и транспортных средств на другой склад временного хранения, и должна быть обеспечена сохранность товаров и транспортных средств.

      Статья 101. Помещение товаров на склады временного хранения

      1. На склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз (пункт 1 статьи 13).

      2. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

      3. Склады временного хранения могут использоваться также для хранения товаров в случаях, предусмотренных статьями 377 и 391 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      Комментируемая статья определяет порядок помещения товаров на склады временного хранения.

      Таким образом, согласно данной статье на склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз.

      В соответствии с Положением о таможенном складе таможенный склад может использоваться только для хранения товаров, помещенных под режим таможенного склада.

      Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации.

      Товары, могущие причинить вред другим товарам или требующие особых условий хранения, должны помещаться в специально приспособленные помещения.

      Товары помещаются на таможенный склад в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного органа.

      При помещении товаров под режим таможенного склада товары подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с Правилами заполнения ГТД.

      Одновременно с грузовой таможенной декларацией в таможенный орган представляются следующие документы:

      — грузовые и товаросопроводительные документы на ввезенные товары (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т. д.);

      — иные документы, необходимые для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

      При помещении на таможенный склад продукции растительного и животного происхождения, ввезенной из-за границы, соответствующими государственными органами производится фитосанитарный и ветеринарный контроль, если такой контроль не производился при ввозе на территорию Российской Федерации.

      Выгрузка и перегрузка товаров, находящихся на временном хранении, вскрытие их упаковки, упакование или переупакование товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации, наложенных на грузовые отделения транспортных средств, допускаются только с письменного разрешения начальника таможенного органа.

      Статья 102. Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения

      1. При помещении товаров на склад временного хранения в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, о стране отправления и стране назначения товаров, о наименовании товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с учетом вида транспорта, видов товаров, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

      2. Для помещения товаров на склад временного хранения используются документы:

      — предусмотренные статьями 73—76 настоящего Кодекса, — в случае помещения товаров на склад временного хранения, расположенный в месте прибытия товаров;

      — предусмотренные статьей 81 настоящего Кодекса, — в иных случаях помещения товаров на склад временного хранения.

      Если представленные документы не содержат сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо, помещающее товары на склад временного хранения, обязано сообщить в таможенный орган недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных им (или по его поручению другим лицом) в произвольной форме.

      3. При помещении товаров на склад временного хранения таможенный орган не вправе требовать представления сведений, не указанных в пункте 1 настоящей статьи.

      4. Лицо, помещающее товары на склад временного хранения, вправе представить необходимые документы и сведения в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

      Комментарий

      Данная статья при помещении товаров на склад временного хранения регламентирует порядок предоставления документов в таможенный орган, содержащих сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, о стране отправления и стране назначения товаров, о наименовании товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров, фактурной стоимости.

      Не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы.

      Ответственность за вручение таких документов несет перевозчик.

      Перечисленные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства, помещаемые на склад временного хранения:

      — наименование российского отправителя либо получателя товаров;

      — наименование перевозчика;

      — краткие сведения о транспортном средстве, достаточные для его идентификации (вид, название, номер и т. п.);

      — обобщенное наименование товара, его количество.

      В случае если указанные документы не могут быть представлены либо если они не содержат перечисленных сведений, перевозчик подает краткую декларацию.

      В краткой декларации должны содержаться следующие сведения:

      — страна отправления либо страна назначения;

      — наименование и адрес российского отправителя либо получателя товаров;

      — сведения о перевозчике, при необходимости — его наименование и адрес;

      — сведения о транспортном средстве (название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства и другие сведения);

      — номера транспортных документов;

      — наименование, количество мест и вес брутто товаров;

      — сведения о средствах идентификации.

      Для помещения товаров на склад временного хранения используются документы, предоставляемые:

      а) автомобильным транспортом;

      б) морским (речным) транспортом;

      в) железнодорожным транспортом;

      г) воздушным.

      В иных случаях, не предусмотренных законодательством, применяется транзитная декларация, которая представляет собой любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и таможенные документы, принимаемые таможенным органом.

      Если представленные документы не содержат необходимых сведений, то лицо обязано сообщить в таможенный орган недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов.

      Таким образом, при помещении товаров на склад временного хранения таможенный орган вправе потребовать предоставление документов, удостоверяющих право помещения товаров на склад временного хранения. Таможенный орган не вправе требовать представления сведений, не указанных в Таможенном кодексе.

    Статья 103. Сроки временного хранения товаров

      1. Срок временного хранения товаров составляет два месяца.

      По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок.

      Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

      2. Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

      3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 и пунктом 8 статьи 377 настоящего Кодекса, временное хранение товаров осуществляется в сроки, указанные в этих статьях. Продление этих сроков не допускается.

      4. Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении, в соответствии с настоящим Кодексом. В случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

      5. Распоряжение товарами по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      В комментируемой статье настоящего Кодекса установлены сроки временного хранения товаров.

      В ч. 1 этой статьи сказано, что срок временного хранения товаров может составлять два месяца. Однако в отдельных случаях он может быть продлен таможенным органом.

      В соответствии с ч. 1 ст. 13 Таможенного кодекса предельный срок временного хранения товаров составляет трое суток, если же иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров.

      В ч. 4 комментируемой статьи есть указание на то, что исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении. Однако если был применен внутренний таможенный транзит при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию до места нахождения таможенного органа, то исчисление срока хранения этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

      По исчислении срока временного хранения товаров распоряжение этими товарами производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

      Такое распоряжение товарами осуществляется на основании акта таможенного органа, который фиксирует факт истечения срока временного хранения и составляется по форме, которая определена федеральным органом исполнительной власти.

      Второй экземпляр акта вручается законному владельцу товаров, а копия этого акта вручается владельцу склада временного владения или владельцу таможенного склада (ст. 429 Кодекса).

      Также в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса таможенные органы могут распоряжаться товарами и транспортными средствами, которые являются вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях. И такое распоряжение происходит, если фактические расходы на хранение превышают стоимость товаров.

  Статья 104. Операции с товарами, находящимися на временном хранении

      1. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.

      2. Операции, не указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе отбор проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки), могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа. Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение таких операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их состояния.

      Комментарий

      Данная статья регламентирует порядок осуществления операций с товарами, находящимися на временном хранении.

      Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии.

      Товары, находящиеся на складе временного хранения, могут:

      — осматриваться и измеряться владельцем вклада временного хранения, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, и их представителями. С разрешения таможенного органа Российской Федерации могут взиматься пробы и образцы товаров;

      — подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки.

      Операции с товарами, находящимися на складах временного хранения, начинаются при условии таможенного оформления.

      Комментируя эту статью, необходимо обратиться к ст. 59 Таможенного кодекса.

      Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

      Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

      Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров.

      Таможенное оформление товаров начинается:

      1) при ввозе товаров — в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в случаях, предусмотренных Таможенным законодательством, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

      2) при вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Таможенным законодательством, документов, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

      Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим. Для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

      Если в соответствии с Таможенным кодексом на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, если все условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены.

      Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

      По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

      При производстве таможенного оформления лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

      Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

      Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.

  Статья 105. Пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные товары

      Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

      Комментарий

      Данная статья посвящена товарам, пришедшим в негодность, испорченным или поврежденным.

      Для грамотного рассмотрения статьи необходимо разобрать понятия: пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Товары, пришедшие в негодность, — это товары, которые в силу своих индивидуальных характеристик под воздействием времени потеряли свои качества, которые относили данные товары к определенной группе. Товары, испорченные или поврежденные вследствие аварии, — это товары, которые потеряли свои качества в результате какого-либо механического или иного воздействия на них. Испорченные или поврежденные вследствие действия непреодолимой силы — это товары, которые потеряли свои качества в результате воздействия на них непреодолимой силы, а непреодолимая сила-это возникновение условий, которые не зависят от человека (например, стихийные бедствия).

     Статья 106. Типы складов временного хранения

      1. Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.

      2. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами.

      3. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада (статья 108) или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

      Комментарий

      Данная статья раскрывает понятия типов складов временного хранения.

      Склады временного хранения могут быть открытого типа и закрытого типа.

      Склады временного хранения, учрежденные таможенными органами Российской Федерации, являются складами открытого типа.

      Склады временного хранения закрытого типа могут учреждаться только при наличии достаточных оснований для нецелесообразности учреждения склада открытого типа.

      Склады временного хранения закрытого типа могут учреждаться для хранения товаров и транспортных средств, определенных владельцем склада временного хранения при учреждении склада временного хранения.

      Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Владелец склада временного хранения обязан (ст. 111 Таможенного кодекса РФ):

      1) соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;

      2) вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (ст. 364);

      3) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, и транспортных средств, находящихся на прилегающей к нему территории, являющейся зоной таможенного контроля;

      4) обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля;

      5) обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам и транспортным средствам, находящимся на указанном складе или прилегающей к нему территории, без разрешения таможенного органа;

      6) уплачивать таможенные пошлины, налоги.

      Владелец склада временного хранения несет ответственность за выполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Решение об учреждении склада временного хранения по согласованию с вышестоящим таможенным органом оформляется приказом таможенного органа, учреждающего склад временного хранения.

      Статья 107. Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения

      1. Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

      2. К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток.

      3. В соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.

      4. По решению таможенного органа предусмотренные настоящей статьей отдельные требования к обустройству и оборудованию складов закрытого типа, которые находятся на территориях предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, могут не применяться, если соблюдаются критерии, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

      Примечание. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.

      Комментарий

      Данная статья определяет, что помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы.

      Помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

      Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

      Обустройство склада должно исключать возможность поступления товаров и транспортных средств и изъятие их со склада, помимо таможенного контроля.

      Территория склада, включая примыкающие разгрузочные площадки, должна быть обозначена, а по требованию таможни — огорожена. Под склад может быть отведена часть здания, строения.

      Владелец склада должен изолировать помещение, отведенное под склад временного хранения, а по требованию таможни — оборудовать отдельные подъездные пути, если такое помещение используется одновременно для хранения товаров и транспортных средств, находящихся на временном хранении, а также товаров, помещенных под режим таможенного склада.

      К складу временного хранения должны подходить удобные подъездные пути.

      Также необходимо выполнить требования таможни к конструкции, оборудованию склада двойными запорными устройствами, одно из которых находилось бы в ведении таможенного органа.

      На владельце склада лежит обязанность обеспечения материально-технического оснащения склада, которое должно быть достаточным для его нормального функционирования и включать:

      — погрузочно-разгрузочные и транспортные средства;

      — складское оборудование;

      — средства связи;

      — оргтехнику;

      — мебель.

      Для сотрудников таможенного органа должны безвозмездно выделяться отвечающие его требованиям и необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления оборудованные помещения, средства связи и транспортные средства.

      Оборудование, поддержание в порядке, охрана склада и обеспечение пропускного режима производится владельцем склада и за его счет.

      Владелец склада временного хранения обязан:

      — исключить возможность изъятия со склада товаров и транспортных средств, помимо таможенного контроля;

      — обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам;

      — не затруднять осуществление таможенного контроля;

      — по требованию таможенного органа производить транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению и находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие товары.

      В целях исключения помещения на склады ядерных материалов, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов и осуществления контроля за этим Государственный таможенный комитет России обязал таможенные органы включить в состав требований к обустройству склада временного хранения необходимость размещения на въезде (входе) склада системы «Янтарь».

      Приобретение и размещение системы «Янтарь» на складе производится владельцем склада и за его счет.

      Государственный таможенный комитет России установил, что наличие специального сертифицированного оборудования, позволяющего взвешивать помещаемые на хранение товары, является обязательным требованием к обустройству и оборудованию складов временного хранения.

      Владелец склада должен иметь сертификат об утверждении типа средств измерений или свидетельство о проверке, выданное контролирующим территориальным отделением Госстандарта России на устанавливаемое оборудование.

     Статья 108. Владельцы складов временного хранения

      1. Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

      2. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

      3. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

      4. Владельцами складов временного хранения могут являться таможенные органы без включения их в Реестр владельцев складов временного хранения (ст. 115). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

      Комментарий

      Данная статья раскрывает понятие владельца складов временного хранения.

      Владелец склада временного хранения — это российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Владелец склада временного хранения включается в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Условиями включения в Реестр владельцев складов временного хранения являются:

      1) владение, т. е. нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде, помещениями и открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения.

      2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 Таможенного кодекса;

      3) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

      Страховая сумма — это сумма, в соответствии с которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается исходя из полезной площади или полезного объема

      Включение в Реестр владельцев складов временного хранения производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным ст. ст. 108, 109 настоящего Кодекса.

      Заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения должно содержать:

      1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев складов временного хранения;

      2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      3) сведения о типе склада временного хранения (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);

      4) сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;

      5) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 Таможенного кодекса;

      6) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

      К заявлению о включении в Реестр владельцев складов временного хранения прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

      — учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

      — свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      — свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

      — документы, подтверждающие право владения помещениями и открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения;

      — планы и чертежи помещений и открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения;

      — документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      — документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 Таможенного кодекса;

      — подтверждения из банков об открытых в них счетах;

      — страховой полис.

      При хранении товаров на складах временного хранения таможенных органов взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на эти склады, осуществляются в соответствии с Таможенным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. На договор распространяются требования гражданского законодательства РФ, установленные для публичного договора.

      Отказ владельца склада временного хранения от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

      Хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа осуществляется безвозмездно.

      Лицо, поместившее товары на склад временного хранения таможенного органа, возмещает необходимые расходы на хранение товаров в соответствии со ст. 897 Гражданского кодекса РФ.

      По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа владелец склада обязан представить отчет о хранящихся и находившихся на хранении в течение периода времени, определяемого таможенным органом, товарах и транспортных средствах.

      Таможенный орган вправе иметь доступ в автоматизированную систему учета товаров и транспортных средств, если такая система используется в работе склада.

      При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, хранящихся на складе.

     Статья 109. Условия включения в Реестр владельцев складов временного хранения

      1. Условиями включения в Реестр владельцев складов временного хранения являются:

      1) владение (нахождение в собственности или в хозяйственном

      ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми

      площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (статья 107);

      2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      3) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается исходя из полезной площади или полезного объема и определяется из расчета 3 500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или из расчета 1 000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей.

      2. Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Комментарий

      Кроме таможни, учредителем склада временного хранения может стать лицо, обладающее:

      а) статусом юридического лица, созданного в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России;

      б) включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Условиями включения в Реестр владельцев складов временного хранения являются:

      — владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям;

      — обеспечение уплаты таможенных платежей;

      — наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

      На владельца склада налагаются определенные обязательства по обустройству и оборудованию помещений и площадок. Технические требования, предъявляемые к складским помещениям, должны исключить возможность поступления товаров и транспортных средств и их изъятие со склада, минуя таможенный контроль.

      Таможне предоставляется право устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и месту расположения склада временного хранения, в том числе и требования оборудования двойными запорными устройствами, одно из которых находилось бы в ведении таможенного органа. Владелец склада обязан обеспечить невозможность проникновения на склад посторонних лиц. Он составляет список работников, имеющих право доступа на склад, и направляет его в таможенный орган, выдавший разрешение на учреждение склада временного хранения. После утверждения таможней этот список становится важным документом при регулировании взаимоотношений между должностными лицами таможни и владельцем склада в вопросах организации таможенного контроля. При этом все расходы по охране склада и обеспечению пропускного режима совершаются за счет владельца склада.

      Нарушение режима склада временного хранения (непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения) влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

      Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

     Статья 110. Заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения

      1. Включение в Реестр владельцев складов временного хранения производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 108 и 109 настоящего Кодекса.

      2. Заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения должно содержать:

      1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев складов временного хранения;

      2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      3) сведения о типе склада временного хранения (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);

      4) сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;

      5) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      6) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

      3. К заявлению о включении в Реестр владельцев складов временного хранения прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

      — учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

      — свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

      — документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения;

      — планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения;

      — документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      — документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      — подтверждения из банков об открытых в них счетах; страховой полис.

      4. На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве склада временного хранения, представляется отдельное заявление.

      Комментарий

      Включение в Реестр владельцев складов временного хранения производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным настоящим Кодексом.

      Заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения должно содержать:

      — обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев складов временного хранения;

      — сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      — сведения о типе склада временного хранения (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа).

      Законодательство предусматривает возможность учреждения склада временного хранения открытого и закрытого типа. Услугами открытого склада могут пользоваться любые лица. На закрытом складе хранятся товары и транспортные средства только определенных лиц. Если склад временного хранения учреждается таможней, он может быть только открытого типа. Все другие учредители могут получить разрешение на закрытый склад, если представят обоснование нецелесообразности создания склада открытого типа, сопровождая его списком лиц, которые могут использовать данный склад, или перечнем товаров, которые могут быть на него помещены;

      — сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;

      — сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей;

      — сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

      Причем количество заявлений должно соответствовать количеству помещений (открытую площадку), которые предназначены для использования в качестве склада временного хранения.

     Статья 111. Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения

      1. Включение владельца склада временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и (или) каждой территориально обособленной открытой площадке, которые используются в качестве склада временного хранения. На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

      2. Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения содержит:

      1) наименование владельца склада временного хранения, указание его организационно-правовой формы и местонахождения;

      2) сведения о праве владения помещением и (или) открытой площадкой, которые используются в качестве склада временного хранения;

      3) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      4) указание типа склада временного хранения;

      5) указание местонахождения склада временного хранения.

      3. Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения действительно в течение пяти лет.

      Комментарий

      В ч. 1 комментируемой статьи сказано об особенностях включения владельца склада временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения.

      Такое включение осуществляется в зависимости от склада временного хранения: по каждому территориально обособленному помещению и (или) каждой территориально обособленной открытой площадке.

      Положительным моментом настоящего Кодекса является устранение платности за включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Таким образом, согласно ч. 1 ст. 20 Кодекса за включение в указанные реестры, в частности в Реестр владельцев складов временного хранения, плата не взимается.

      В соответствии с Приказом ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. № 1070 «Об утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения» для включения в Реестр владельцев складов временного хранения (далее — Реестр) владелец склада должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой фактически располагается помещение и (или) открытая площадка, предполагаемые к использованию в качестве склада временного хранения, с заявлением в письменной форме и представить документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении. Документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке. На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве склада временного хранения, представляется отдельное заявление.

      Таможенный орган в свою очередь должен рассмотреть заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения и принять соответствующее решение о включении заявителя в Реестр и сообщить об этом. Решение о включении в Реестр оформляется приказом таможни и выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр (далее — свидетельство). Заявитель вправе осуществлять деятельность в качестве владельца склада временного хранения со дня принятия такого решения.

      Свидетельств, которые выдаются владельцам складов временного хранения, может быть несколько в зависимости от количества складов. Свидетельство передаче иному лицу не подлежит.

      Один лист оформленного бланка свидетельства остается на контроле в таможне, выдавшей свидетельство, а другой выдается заявителю.

      Бланк свидетельства заполняет уполномоченное должностное лицо таможни путем впечатывания необходимых сведений в оба листа бланка, которые подписывает начальник таможни (лицо, его замещающее). Оба листа бланка свидетельства заверяются гербовой печатью таможни.

      Если же в заявлении, поданным владельцем склада произошли изменения сведений, то он или его правоприемник обязаны сообщить соответствующим органам в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления этих событий.

      Важно отметить, что при изменении вновь указанных сведений для включения владельца в Реестр, таможенный орган в течение пяти дней проверяет их и рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства.

      Также таможенный орган вправе запросить у третьих лиц документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении и в 10-ти дневный срок эти лица обязаны предоставить запрашиваемые документы.

      В ч. 2 комментируемой статьи указан перечень сведений, которые должны содержаться в свидетельстве о включении в Реестр владельцев складов. Согласно ст. 21 настоящего Кодекса оно выдается по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и не подлежит передаче другому лицу.

      Что касается п. 3 ч. 2 комментируемой статьи, то в ней говорится о том, что в свидетельстве должны содержаться сведения о размерах уплаты таможенных платежей в зависимости от видов деятельности. Согласно ст. 339 настоящего Кодекса если в качестве склада используется открытая площадка, то размер уплаты не может быть менее 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1 000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади. Если же в качестве склада используется помещение, то размер уплаты должен составлять не менее 2,5 миллиона рублей и 300 рублей дополнительно за 1 кубический метр полезного объема помещения.

      Важно отметить, что в ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, что свидетельство о включении действительно в течение пяти лет.

      Однако таможенный орган может раньше срока принять решение об отказе о включении в Реестр. Данное решение должно доводится до заявителя в письменной форме незамедлительно после его принятия.

      В настоящем Кодексе также определены основания отзыва свидетельства о включении в Реестр для владельцев складов временного хранения (ст. 113).

      Одними из оснований отзыва свидетельства являются:

      неоднократное привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела; исключение владельцев склада за неуплату таможенных пошлин, налогов и другие основания.

      Согласно ч. 6 ст. 21 отзыв свидетельства влечет исключение владельцев складов из Реестра.

      Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения.

      В соответствии с ч. 5 ст. 21 комментируемого Кодекса заявление о включении в Реестр после отзыва свидетельства может быть подано вновь после устранения возникших причин.

     Статья 112. Обязанности владельца склада временного хранения

      1. Владелец склада временного хранения обязан:

      1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;

      2) вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (статья 364);

      3) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, и транспортных средств, находящихся на прилегающей к нему территории, являющейся зоной таможенного контроля;

      4) обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля;

      5) обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам и транспортным средствам, находящимся на указанном складе или прилегающей к нему территории, без разрешения таможенного органа;

      6) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 настоящего Кодекса, если владельцем склада временного хранения получено разрешение на внутренний таможенный транзит.

      2. Владелец склада временного хранения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец склада временного хранения не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

      Комментарий

      На владельца склада налагаются определенные обязательства по обустройству и оборудованию помещений и площадок. Технические требования, предъявляемые к складским помещениям, должны исключить возможность поступления товаров и транспортных средств и их изъятие со склада, минуя таможенный контроль. Таможне предоставляется право устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и месту расположения склада временного хранения, в том числе и требования оборудования двойными запорными устройствами, одно из которых находилось бы в ведении таможенного органа. Владелец склада обязан обеспечить невозможность проникновения на склад посторонних лиц. Он составляет список работников, имеющих право доступа на склад, и направляет его в таможенный орган, выдавший разрешение на учреждение склада временного хранения.

      Документы, отражающие результаты инвентаризаций, должны быть представлены таможенному органу не позднее 10 рабочих дней после окончания инвентаризации.

      Таможенный орган вправе в присутствии владельца склада временного хранения или уполномоченного на это работника склада временного хранения в любое время самостоятельно проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения.

      Владелец склада временного хранения ежемесячно представляет таможне, в регионе деятельности которой расположен склад временного хранения, отчет о хранящихся и (или) находившихся на хранении товарах и транспортных средствах по установленной форме на бумажном и электронном носителе.

      Допускается с письменного согласия таможенного органа изменение формы отчета при условии наличия всех сведений, указанных в установленной форме.

      Владелец склада временного хранения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа.

      Владелец склада временного хранения освобождается от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае: если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

      Статья 113. Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения

      Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае:

      1) несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 настоящего Кодекса;

      2) несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 112 настоящего Кодекса;

      3) неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Комментарий

      Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае:

      — несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 настоящего Кодекса.

      То есть отчуждение либо лишение помещения и (или) открытой площадки, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих установленным требованиям, неуплата таможенных платежей, отсутствие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами;

      — несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, если владелец склада временного хранения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец склада временного хранения не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения;

      — неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (действующая редакция).

      К данным правонарушениям относятся:

      — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст.

      16.1 Кодекса об административных правонарушениях);

      — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях);

      — перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений(ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушениях);

      — выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них (ст. 16.9 Кодекса об административных правонарушениях);

      — уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации (ст. 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);

      — проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 Кодекса об административных правонарушениях);

      — нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций (ст. 16.14 Кодекса об административных правонарушениях);

      — непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).

      Статья 114. Действия с товарами в случае исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения

      В случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения или исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения по иным основаниям товары, хранящиеся на складе временного хранения, подлежат помещению за его счет на другой склад временного хранения в течение двух месяцев со дня, следующего за днем исключения. Со дня, следующего за днем исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения, помещение товаров на склад временного хранения не допускается.

      Комментарий

      Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

      Основания отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения закреплены в ст. 113 Таможенного кодекса. Ими являются:

      1) несоблюдение владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения;

      2) несоблюдение владельцем склада временного хранения предусмотренных законом обязанностей;

      3) неоднократное привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

      Кодекс предусматривает также исключение владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения по иным основаниям. Данные основания в законе не конкретизированы, однако, думается, к ним можно отнести добровольное желание владельца склада, прекращение деятельности юридического лица по гражданско-правовым основаниям, выявленная подложность документов, поданных для внесения в Реестр и др.

      В случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения товары подлежат перемещению на другой склад временного хранения. Данное перемещение и помещение на склад осуществляется за счет владельца закрывающегося склада. Кодексом предусмотрен максимальный срок для помещения на другой склад. Товары, хранящиеся на складе временного хранения, подлежат помещению за его счет на другой склад временного хранения в течение двух месяцев со дня, следующего за днем исключения (ст. 114 Таможенного кодекса). Со следующего дня после исключения из Реестра владельцев таможенных складов прекращают приниматься на склад новые товары.

    Статья 115. Хранение товаров на складах временного хранения таможенных органов

      1. Склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа и должны отвечать требованиям, установленным статьей 107 настоящего Кодекса.

      2. При хранении товаров на складах временного хранения таможенных органов взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на эти склады, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на склад временного хранения, распространяются требования гражданского законодательства Российской Федерации, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения, квитанции по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

      3. Права, обязанности и ответственность таможенных органов в связи с осуществлением этими органами хранения товаров вытекают из существа обязательств в соответствии с общими положениями о хранении, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом.

      Таможенный орган несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, за исключением случая, если товары уничтожены, безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

      4. Хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа является безвозмездным. Лицо, поместившее товары на склад временного хранения таможенного органа, возмещает необходимые расходы на хранение товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

      Комментарий

      Кодексом предусмотрено два вида складов временного хранения.

      В соответствии со ст. 106:

      1) склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа;

      2) склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами;

      3) склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

      Комментируемая статья определяет деятельность складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

      Склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа. Склады таможенных органов должны удовлетворять определенным требованиям:

      помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей;

      к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита.

      Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток; дополнительные к указанным требования могут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

      В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи при хранении товаров на складах владельцев таможенных органов к данным отношениям применяются, кроме норм таможенного права, нормы гражданского законодательства о публичном договоре и договоре хранения.

      Таможенный орган несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, за исключением случая, если товары уничтожены, безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

      Уничтожение отличается от безвозвратной утраты тем, что при нем остаются не поддающиеся восстановлению остатки товаров, а при безвозвратной утрате не остается даже их (например, смываются потоком воды).

      Под аварией в контексте данной статьи понимается непредумышленное событие, связанное с ухудшением или прекращением работы каких-либо механизмов, в результате которого товар был поврежден.

      Непреодолимая сила — это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, например, наводнение, землетрясение; общественные явления, например, военные условия), вынудившее лицо, обязанное в данном правоотношении, нарушить договорное обязательство или причинить иной внедоговорный вред, который не мог быть предотвращен не только этим лицом, но и любым другим, сходным с ним по роду и условиям деятельности.

      Под естественной убылью понимается уменьшение количества товара вследствие определенных его свойств. Нормальные условия хранения — обычно применяемые для данного товара условия хранения.

      Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа является безвозмездным. Лицо, поместившее товары на таможенный склад таможенного органа, возмещает необходимые расходы на хранение товаров в соответствии с ч. 2 ст. 897 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

      То есть при безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, но не больше этого.

     Статья 116. Особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом

      1. По запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

      Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

      2. Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

      3. В случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенных органов ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несет железная дорога.

      Комментарий

      Данная статья предусматривает особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. Статья 116 предусматривает возможность хранения товаров в местах, не являющихся складами временного хранения. По запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами. Обязанности обеспечения сохранности товаров и исключения доступа к ним посторонних лиц возлагаются в такой ситуации на железную дорогу.

      Место нахождения товаров является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль-совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

      При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

      При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

      Формами таможенного контроля являются:

      1) проверка документов и сведений;

      2) устный опрос;

      3) получение пояснений;

      4) таможенное наблюдение;

      5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

      6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

      7) личный досмотр;

      8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

      9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

      10) таможенная ревизия.

      Обязанность железной дороги запрашивать разрешение на хранение в целях данной статьи товаров в транспортных средствах, а также место стоянки транспортного средства, является безусловной, в случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенных органов железная дорога несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, а также гражданско-правовую ответственность перед собственником за утраченный товар.

     Статья 117. Временное хранение на складе получателя товаров

      1. С разрешения таможенного органа временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров:

      при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц (статья 68);

      при необходимости временного хранения товаров, требующих

      особых условий хранения, если в разумной близости от места

      получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров;

      если получателем товаров являются государственные органы или учреждения.

      2. При выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей.

      3. Получатель товаров при хранении товаров на своем складе обязан соблюдать все иные требования настоящей главы. На складе получателя товаров хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается.

      Комментарий

      Статьей 117 Таможенного кодекса предусматривается возможность временного хранения на складе получателя товаров. Временное хранение на складе получателя товаров осуществляется также с разрешения таможенного органа. Однако хранение на складе получателя товаров осуществляется только в предусмотренных законом случаях.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

      не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

      ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

      Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. При выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей.

      Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

      1) залогом товаров и иного имущества;

      2) банковской гарантией;

      3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

      4) поручительством.

      Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

      Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей. Получатель товаров при хранении товаров на своем складе обязан соблюдать все требования, предъявляемые таможенным законодательствам к складам временного хранения. Хранение товаров на складе получателя возможно только в отношении товаров, принадлежащих получателю. На складе не могут храниться иностранные товары посторонних лиц.

     Статья 118. Помещение товаров на склад временного хранения таможенными органами

      1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13, статьями 377 и 391 настоящего Кодекса, товары могут быть помещены на склад временного хранения таможенными органами. Вознаграждение за хранение и возмещение убытков владельцу склада временного хранения в указанных случаях осуществляются за счет лиц, определенных этими статьями.

      2. В случаях, если расходы на хранение осуществляются за счет средств федерального бюджета, они возмещаются владельцу склада временного хранения таможенными органами в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем склада временного хранения при хранении товаров.

      Комментарий

      Кодекс предусматривает полномочия таможенных органов в плане принудительного помещения товаров на склады временного хранения. Принудительное помещение товара возможно только в трех случаях:

      при обнаружении товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации;

      в целях наложения ареста на товары при проведении специальной таможенной ревизии;

      при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

      Наложение ареста производится в случаях:

      1) обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, нанесение которых предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с поддельными марками или знаками;

      2) отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

      3) обнаружения фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

      Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу-совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом.

      Вознаграждение владельцу склада временного хранения в соответствии со ст. 118 уплачивает владелец товара. В случаях, когда помещенные на склад временного хранения таможенными органами товары не возвращаются их владельцам, возмещение расходов владельца склада временного хранения производится таможенными органами за счет федерального бюджета. Владелец склада временного хранения должен документально подтвердить все понесенные затраты, а также обоснованность этих затрат.

     
Услуги таможенного брокера
   
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!