<
  На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

      Глава 15. Таможенный брокер (представитель)

      Статья 139. Таможенный брокер (представитель)

      1. Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

      2. Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.

      3. Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

      4. Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.

      Комментарий

      Таможенным брокером является коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

      Таможенным брокером может быть любая организация, отвечающая указанным требованиям, независимо от того, создана ли эта организация для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера или других видов деятельности. Однако таможенным брокером не может быть казенное предприятие.

      Таможенный брокер осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой непосредственно ГТК России, либо от его имени другим таможенным органом.

      Положение о таможенном брокере устанавливает требования для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера коммерческой организации:

      а) иметь в штате специалистов по таможенному оформлению, получивших квалификационные аттестаты Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В случае, если коммерческая организация планирует ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной товарной позицией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в штате может состоять один специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В иных случаях штатная численность указанных специалистов определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;

      б) заключить договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела. Страховая сумма не может быть менее 10 000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;

      в) обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными органами Российской Федерации. Виды обеспечения выполнения обязательств и условия принятия таких обеспечений таможенными органами Российской Федерации определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с гражданским и таможенным законодательством Российской Федерации;

      г) иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, паевые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить возмещение убытков представляемых лиц и уплату таможенным органам Российской Федерации задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации вправе устанавливать минимальные размеры уставного (складочного) капитала, паевых взносов, уставного фонда, минимальный размер основных фондов (средств), необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

      д) иметь материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

      е) иметь условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, точно и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю.

      Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и срок ее действия определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

      В соответствии с Положением о таможенном брокере деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно:

      а) декларировании товаров и транспортных средств;

      б) представлении таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;

      в) предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств;

      г) обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;

      д) совершении иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.

      При осуществлении предварительных операций таможенный брокер может:

      — уведомлять таможенный орган Российской Федерации о намерении вывезти товары и транспортные средства с таможенной территории Российской Федерации;

      — составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;

      — помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения.

      Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять иные функции таможенного брокера.

      Таможенный брокер может ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (например, разделы, группы, подгруппы и т. д.) и видами транспорта.

      Таможенный брокер по своему желанию может осуществлять деятельность:

      а) в регионе деятельности одной таможни;

      б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению;

      в) на всей территории Российской Федерации или в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений.

      Регион деятельности таможенного брокера вносится в лицензию. Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера в таможенном органе, находящемся вне региона действия лицензии, допускается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами ГТК России.

      Организация может осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера в регионах, указанных в п.п. «а» или «б», в том случае, если ее местонахождение расположено в регионах деятельности соответственно таможни и регионального таможенного управления, принимающих решение о выдаче лицензии.

      Статья 140. Условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей)

      Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:

      1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

      2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

      Комментарий

      В соответствии с Положением о таможенном брокере Государственный таможенный комитет Российской Федерации ведет Государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в 6 месяцев.

      Комментируемая статья определяет условия, при которых заявитель может быть включен в реестр таможенных брокеров.

      Так, согласно п. 1 для включения в названный реестр необходимо наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению, утвержденным Приказом ГТК РФ от 18 марта 1998 г. № 152 (с изм. от 30 мая 2000 г., 25 июня 2002 г.), под специалистом по таможенному оформлению (далее — специалист) понимается физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — аттестат).

      Специалистом может быть физическое лицо, имеющее российское гражданство, дееспособное в полном объеме, имеющее соответствующий образовательный уровень и сдавшее квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      Не может быть специалистом лицо, признанное виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации.

      Аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, удостоверяющим, что его владелец может выступать в качестве специалиста по таможенному оформлению соответствующей категории в течение установленного срока. Передача квалификационного аттестата другому лицу не допускается. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

      Бланк аттестата имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеет учетную серию и номер.

      Порядок выдачи квалификационного аттестата определяется ГТК России.

      Вторым условием включения в реестр таможенных брокеров является наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя.

      Размер первоначального уставного капитала, уставного фонда, а также паевых взносов юридических лиц устанавливается в специальных законах Российской Федерации. Так, например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.) устанавливает, что размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, а в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.) минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

      Согласно п. 3 настоящей статьи условием включения в реестр таможенных брокеров является также обеспечение уплаты таможенных платежей.

      Статья 339 комментируемого Кодекса устанавливает, что размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера не могут быть менее 50 млн рублей.

      Для таможенного брокера является обязательным заключение договоров страхования ответственности за причинение вреда имуществу представляемых лиц, а также страхования ответственности по договору с этими лицами.

      По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу граждан (ст. 931 ГК РФ), страхуется риск ответственности таможенного брокера перед представляемыми лицами за причинение вреда имуществу последних.

      Договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу в любом случае считается заключенным в пользу лица, которому может быть причинен вред, т. е. в пользу представляемого лица. Именно оно получит страховое возмещение в случае наступления страхового случая, такое лицо является выгодоприобретателем.

      В данном случае выгодоприобретатель вправе предъявить требование о возмещениии вреда непосредственно страховщику и только в пределах страховой суммы.

      Страховая сумма — это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (ст. 947 ГК РФ). В соответствии с комментируемой статьей страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей.

      По договору страхования риска ответственности (ст. 932 ГК РФ) страхуется риск ответственности, основанный на возможности нарушения договора, заключаемого между таможенным брокером и представляемым лицом. При этом таможенный брокер страхует указанный риск в пользу представляемого лица.

      Статья 141. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

      1. Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 настоящего Кодекса.

      2. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) должно содержать:

      1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);

      2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления;

      3) сведения о размере оплаченного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      4) сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;

      5) сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;

      6) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      7) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

      3. К заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

      — учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

      — свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      — свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

      — квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя;

      — документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      — документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      — подтверждения из банков об открытых в них счетах;

      — страховой полис.

      Комментарий

      В соответствии с п. 1 комментируемой статьи включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным ст.ст. 139 и 140 настоящего Кодекса.

      Исходя из положений ст. 139, заявителем может быть только российское юридическое лицо.

      Статья 140 комментируемого Кодекса определяет условия, при которых заявитель может быть включен в Реестр таможенных брокеров, которые в то же время являются требованиями, предъявляемыми к заявителю.

      Так, чтобы подать заявление о включении в Реестр таможенных брокеров, необходимо наличие:

      — в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

      — полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      — обеспечения уплаты таможенных платежей;

      — договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей.

      Содержание заявления строго регламентировано п. 2 комментируемой статьи, согласно которому оно должно содержать следующую информацию:

      — обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);

      — сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления.

      В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму: открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.

      Юридическое лицо приобретает право на фирменное наименование со дня государственной регистрации (включения в Государственный реестр юридических лиц).

      Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное;

      — сведения о размере оплаченного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

      Размер первоначального уставного капитала, уставного фонда, а также паевых взносов юридических лиц устанавливается в специальных законах Российской Федерации. Так, например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.) устанавливает, что размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, а в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.) минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;

      — сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;

      Согласно Положению о таможенном брокере таможенный брокер может ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (например, разделы, группы, подгруппы и т. д.) и видами транспорта.

      Также таможенный брокер по своему желанию может осуществлять деятельность:

      а) в регионе деятельности одной таможни;

      б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению;

      в) на всей территории Российской Федерации или в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений;

      — сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению под специалистом по таможенному оформлению (далее — специалист) понимается физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — аттестат).

      Специалистом может быть физическое лицо, имеющее российское гражданство, дееспособное в полном объеме, имеющее соответствующий образовательный уровень и сдавшее квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      Не может быть специалистом лицо, признанное виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации.

      Аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, удостоверяющим, что его владелец может выступать в качестве специалиста по таможенному оформлению соответствующей категории в течение установленного срока. Передача квалификационного аттестата другому лицу не допускается. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

      Бланк аттестата имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеет учетную серию и номер.

      Порядок выдачи квалификационного аттестата определяется ГТК России;

      — сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 настоящего Кодекса.

      Статья 339 комментируемого Кодекса устанавливает, что размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера не могут быть менее 50 млн рублей;

      — сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

      Для таможенного брокера является обязательным заключение договоров страхования ответственности за причинение вреда имуществу предсталяемых лиц, а также страхования ответственности по договору с этими лицами.

      По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу граждан (ст. 931 ГК РФ), страхуется риск ответственности таможенного брокера перед представляемыми лицами за причинение вреда имуществу последних.

      Договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу в любом случае считается заключенным в пользу лица, которому может быть причинен вред, т. е. в пользу представляемого лица. Именно оно получит страховое возмещение в случае наступления страхового случая, такое лицо является выгодоприобретателем.

      В данном случае выгодоприобретатель вправе предъявить требование о возмещениии вреда непосредственно страховщику и только в пределах страховой суммы.

      Страховая сумма — это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (ст. 947 ГК РФ). В соответствии с комментируемой статьей страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей.

      В п. 3 настоящей статьи перечислены документы, которые должны быть приложены к заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров.

      Учредительными документами юридического лица являются устав и (или) учредительный договор (ст. 52 ГК РФ)

      Уставы многих юридических лиц должны разрабатываться на основе подзаконных нормативных актов — типовых (примерных) уставов (положений), утвержденных государственными органами.

      Для других групп юридических лиц в качестве учредительных документов предусмотрены одновременно учредительный договор и устав. Это, например, ООО (п. 1 ст. 89 ГК РФ), ассоциации и союзы (п. 1 ст. 122 ГК РФ). Некоторые юридические лица действуют только на основании учредительного договора. Это — хозяйственные товарищества: полные и на вере (п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 83 ГК РФ).

      Определенные виды некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Здесь отпадает необходимость в индивидуальных учредительных документах, поскольку все организации, относящиеся к такому виду, осуществляют идентичные функции некоммерческого характера и не имеют существенных особенностей в правовом положении.

      Для некоторых юридических лиц утверждаются индивидуальные положения.

      Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Названный закон вступает в силу 1 января 2004 г.

      Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

      Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (с изм. от 6 февраля 2003 г.), являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

      Свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.

      Территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения осуществляют постановку на учет вновь созданного юридического лица на основании сведений о государственной регистрации юридического лица.

      В соответствии с Приказом МНС РФ от 9 августа 2002 г. № БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г.» постановка юридического лица на учет в качестве налогоплательщика с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) осуществляется в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица, и в тот же срок выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

      Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации одновременно со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации).

      Согласно Положению о специалисте по таможенному оформлению квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, удостоверяющим, что его владелец может выступать в качестве специалиста по таможенному оформлению соответствующей категории в течение установленного срока. Передача квалификационного аттестата другому лицу не допускается. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

      Бланк аттестата имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеет учетную серию и номер.

      Порядок выдачи квалификационного аттестата определяется ГТК России.

      Для таможенного брокера является обязательным заключение договоров страхования ответственности за причинение вреда имуществу представляемых лиц, а также страхования ответственности по договору с этими лицами.

      Согласно ст. 930 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования страхователю (в данном случае — таможенному брокеру) выдается страховой полис на предъявителя.

      Статья 142. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

      1. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит:

      1) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя);

      2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

      3) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.

      2. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.

      Комментарий

      Данная статья устанавливает требования к содержанию свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи свидетельство содержит:

      1) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя).

      В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму: открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.

      Юридическое лицо приобретает право на фирменное наименование со дня государственной регистрации (включения в Государственный реестр юридических лиц).

      Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное;

      2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 настоящего Кодекса.

      Статья 339 комментируемого Кодекса устанавливает, что размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера не могут быть менее 50 млн рублей;

      3) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.

      Согласно Положению о таможенном брокере таможенный брокер может ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (например, разделы, группы, подгруппы и т. д.) и видами транспорта.

      Также таможенный брокер по своему желанию может осуществлять деятельность:

      а) в регионе деятельности одной таможни;

      б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению;

      в) на всей территории Российской Федерации или в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений.

      Согласно п. 2 настоящей статьи свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается. Это означает, что указанное свидетельство выдается однажды, действует на протяжении всей деятельности юридического лица в качестве таможенного брокера и прекращает свое действие с ликвидацией или реорганизацией юридического лица — таможенного брокера.

      В случаях, предусмотренных ст. 145 комментируемого Кодекса, свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров может быть отозвано таможенным органом.

      Статья 143. Права таможенного брокера (представителя)

      1. При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

      2. Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется представление обеспечения их уплаты.

      3. Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.

      4. При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:

      — предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

      — устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      Комментарий

      Так как согласно ст. 139 настоящего Кодекса таможенный брокер совершает таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц и по их поручению, он обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его на совершение таких операций.

      В соответствии с Положением о таможенном брокере для осуществления своей деятельности таможенный брокер вправе:

      а) присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в целях таможенного оформления этих товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

      б) производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также брать с разрешения таможенного органа Российской Федерации пробы и образцы товаров. В отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, такого разрешения не требуется, если указанные операции совершаются до начала таможенного оформления;

      в) знакомиться с результатами проведенного таможенными органами Российской Федерации исследования (экспертизы) взятых проб и образцов товаров;

      г) проводить исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет представляемого лица;

      д) выполнять под контролем таможенных органов Российской Федерации действия, относящиеся к компетенции этих органов (осуществлять идентификацию товаров и транспортных средств, изменять, удалять или уничтожать средства идентификации и т. д.), в порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;

      е) утверждать с согласия таможенного органа Российской Федерации список своих работников, имеющих право доступа в зоны таможенного контроля, и иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных зонах служебные помещения, необходимые для совершения операций по таможенному оформлению;

      ж) требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну либо являющуюся конфиденциальной информацией, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенный брокер в свою очередь не должен разглашать или использовать данные сведения для собственных целей, а также передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 144 комментируемого Кодекса);

      з) предоставлять льготы в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц;

      и) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

      Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

      В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом (ст. 334 ГК РФ).

      По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).

      В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

      Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ГК РФ);

      к) выступать в случаях и порядке, определяемых

      Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, в качестве поручителя перед таможенными органами Российской Федерации за надлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств;

      л) получать информацию и консультации таможенных органов Российской Федерации по таможенным вопросам в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

      м) иметь в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, доступ к информационным сетям таможенных органов Российской Федерации, используемым ими для автоматической обработки информации, для электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей;

      н) обжаловать в установленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.

      Статья 144. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя)

      1. Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с настоящим Кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 настоящего Кодекса, перевозчика либо иное лицо.

      2. Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

      3. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      4. Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364).

      5. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

      Комментарий

      В соответствии с Положением о таможенном брокере обязанностями таможенного брокера являются:

      а) заявление по установленной форме и в установленные сроки сведений о товарах и транспортных средствах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей;

      б) предъявление по требованию таможенного органа Российской Федерации декларируемых товаров и транспортных средств;

      в) представление таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;

      г) проверка достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

      д) присутствие по требованию таможенного органа Российской Федерации при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в производстве таможенного оформления;

      е) осуществление по требованию таможенного органа Российской Федерации за счет представляемого лица транспортировки, взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки, упаковки либо переупаковки товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства;

      ж) правильное исчисление таможенных платежей;

      з) уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом;

      и) осуществление в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, мониторинга за своевременной и полной уплатой таможенных платежей, представляемым лицом либо третьими лицами в случаях, не указанных в п. «э»;

      к) обеспечение осуществления ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля, проводимого другими органами государственной власти в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;

      л) соблюдение условий и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортных средств либо до их предоставления представляемому лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом;

      м) ведение учета товаров и транспортных средств, декларированных таможенным брокером, представление таможенному органу Российской Федерации отчетности о таких товарах и транспортных средствах и о своих операциях с ними в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;

      н) обеспечение совместимости используемых таможенным брокером средств автоматической обработки информации и программных продуктов со средствами автоматической обработки информации и программными продуктами, используемыми таможенными органами Российской Федерации;

      о) незамедлительное информирование таможенных органов Российской Федерации о любом обнаруженном изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждении тары и упаковки, несоответствии товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и иных документах, несоответствии сведений о товарах в различных документах и т. п. обстоятельствах, имеющих отношение к таможенному делу;

      п) использование информации, полученной от представляемого лица для таможенных целей, исключительно в этих целях; обеспечение соблюдения предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации запретов и ограничений на разглашение, использование в собственных целях, передачу третьим лицам, а также органам государственной власти Российской Федерации полученной от представляемого лица информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации;

      р) предоставление в месте нахождения таможенного брокера для общедоступного ознакомления копии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, Положения о таможенном брокере и информации об основных условиях договора таможенного брокера с представляемыми лицами;

      с) ведение реестра заключенных с представляемыми лицами договоров; предъявление по требованию таможенного органа Российской Федерации договоров между таможенным брокером и представляемыми лицами;

      т) проверка полномочий представляемого лица в отношении товаров и транспортных средств;

      у) разъяснение представляемым лицам требований таможенного законодательства Российской Федерации;

      ф) контроль за соответствием знаний специалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера, требованиям, предъявляемым к таким специалистам;

      х) контроль за соблюдением специалистами по таможенному оформлению, состоящими в штате таможенного брокера, требований, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

      ц) представление в таможенный орган Российской Федерации заверенных копий квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера, сведений об этих лицах, а также образцов их подписей;

      ч) осуществление иных обязанностей таможенного брокера, определенных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

      Таможенные брокеры обязаны представлять таможенным органам Российской Федерации годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

      При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

      Обязанности таможенного брокера при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо иное названное лицо.

      За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.

      Статья 145. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

      Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано таможенным органом в случае:

      1) несоблюдения таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), установленных статьей 140 настоящего Кодекса;

      2) неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Комментарий

      Настоящей статьей установлено, что свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано таможенным органом в случае несоблюдения таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), установленных ст. 140 настоящего Кодекса.

      В свою очередь ст. 140 комментируемого Кодекса устанавливает следующие условия:

      1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению, утвержденным Приказом ГТК РФ от 18 марта 1998 г. № 152 (с изм. от 30 мая 2000 г., 25 июня 2002 г.) под специалистом по таможенному оформлению (далее — специалист) понимается физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — аттестат).

      Специалистом может быть физическое лицо, имеющее российское гражданство, дееспособное в полном объеме, имеющее соответствующий образовательный уровень и сдавшее квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      Не может быть специалистом лицо, признанное виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации.

      Аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, удостоверяющим, что его владелец может выступать в качестве специалиста по таможенному оформлению соответствующей категории в течение установленного срока. Передача квалификационного аттестата другому лицу не допускается. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

      Бланк аттестата имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеет учетную серию и номер.

      Порядок выдачи квалификационного аттестата определяется ГТК России;

      2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя.

      Размер первоначального уставного капитала, уставного фонда, а также паевых взносов юридических лиц устанавливается в специальных законах Российской Федерации. Так, например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.) устанавливает, что размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, а в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.) Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;

      3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 настоящего Кодекса.

      Статья 339 комментируемого Кодекса устанавливает, что размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера не могут быть менее 50 млн рублей;

      4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей.

      Для таможенного брокера является обязательным заключение договоров страхования ответственности за причинение вреда имуществу предсталяемых лиц, а также страхования ответственности по договору с этими лицами.

      По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу граждан (ст. 931 ГК РФ), страхуется риск ответственности таможенного брокера перед представляемыми лицами за причинение вреда имуществу последних.

      Договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу в любом случае считается заключенным в пользу лица, которому может быть причинен вред, т. е. в пользу представляемого лица. Именно оно получит страховое возмещение в случае наступления страхового случая, такое лицо является выгодоприобретателем.

      В данном случае выгодоприобретатель вправе предъявить требование о возмещениии вреда непосредственно страховщику и только в пределах страховой суммы.

      Страховая сумма — это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (ст. 947 ГК РФ). В соответствии с комментируемой статьей страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей.

      В соответствии с п. 2 комментируемой статьи свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров может быть отозвано также в случае неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

      Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

      Такое перемещение может осуществляться, помимо таможенного контроля:

      1) путем использования тайников, т. е. мест незаконного перемещения товаров, специально для этого изготовленных (например, дополнительная полость в автомобиле, не предусмотренная заводской конструкцией), а также оборудованных или приспособленных для такого перемещения (например, оборудование чемодана двойным дном);

      2) путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товара при обычном визуальном осмотре без применения специальных технических средств таможенного контроля;

      3) путем придания одним товарам вида других, т. е. посредством такого изменения внешних характерных признаков товаров, которое позволяет отнести их к товарам иного вида;

      4) путем представления таможенному органу:

      — поддельных документов, т. е. полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, в которых данные искажены (подправлены, подчищены, дописаны и т. д.);

      — документов, полученных незаконным путем, т. е. в результате сообщения уполномоченному на их выдачу лицу заведомо ложных сведений, послуживших основанием для их выдачи, либо полученных в результате злоупотребления служебным положением или халатности со стороны лица, полномочного их выдавать;

      — документов, содержащих недостоверные сведения, т. е. документов, фактически являющихся подлинными, но в которых внесены сведения, не соответствующие действительности;

      — документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, т. е. документов, отвечающим всем предъявляемым требованиям, но относящимся при этом к другим товарам, нежели те, вместе с которыми они представляются таможенному органу;

      — иных недействительных документов.

      Таможенные брокеры могут привлекаться к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств. В статье приведен примерный перечень сведений, недостоверность заявления которых порождает ответственность. Это наименование, количество, таможенная стоимость, страна происхождения товаров и (или) транспортных средств, их таможенный режим.

      Административная ответственность таможенного брокера наступает также по ст. 16.3 КоАП, т. е. перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений.

      В качестве мер по защите экономических интересов РФ в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» могут применяться:

      — специальные защитные меры — меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

      — антидемпинговые меры — меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств;

      — компенсационные меры — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины.

      Кроме перечисленных мер, в сфере внешней торговли существует достаточно обширный перечень нетарифных ограничений.

      Статья 16.15 КоАП РФ предусматривает ответственность таможенных брокеров за непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.

      Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров может быть отозвано также в случае неоднократного привлечения таможенного брокера к ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ, т. е. за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

      Статья 146. Специалист по таможенному оформлению

      1. Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

      2. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя).

      Комментарий

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению, утвержденным Приказом ГТК РФ от 18 марта 1998 г. № 152 (с изм. от 30 мая 2000 г., 25 июня 2002 г.) под специалистом по таможенному оформлению (далее — специалист) понимается физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — аттестат).

      Специалистом может быть физическое лицо, имеющее российское гражданство, дееспособное в полном объеме, имеющее соответствующий образовательный уровень и сдавшее квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      Не может быть специалистом лицо, признанное виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации.

      Устанавливаются следующие категории специалистов:

      — специалист I категории;

      — специалист II категории.

      Специалист совершает от имени таможенного брокера, в штате которого он состоит, действия по таможенному оформлению в объеме прав, предоставленных ему в соответствии с категорией специалиста.

      Отношения таможенного брокера и специалиста строятся на основе трудового договора (контракта).

      Указанное Положение закрепляет за специалистом следующие обязанности:

      а) проверку достоверности и анализ документов и сведений, необходимых для таможенных целей, полученных от представляемого лица, а также проверку полномочий представляемого лица относительно товаров и транспортных средств;

      б) составление документов и их электронных образов, необходимых для таможенных целей, заявление по установленной форме и в установленные сроки точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для упомянутых таможенных целей;

      в) правильное исчисление причитающихся к уплате сумм таможенных платежей (определение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ, страны происхождения, таможенной стоимости и количества товара, применение ставки таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, и других таможенных платежей, соответствующих декларируемому товару и действующих на дату принятия таможенной декларации таможенным органом, проведение перерасчета иностранной валюты в валюту Российской Федерации, применение правил взимания таможенных пошлин и налогов в зависимости от избранного таможенного режима);

      г) своевременное представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля;

      д) присутствие по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенных органов в производстве таможенного оформления;

      е) ведение учета товаров и транспортных средств, декларируемых таможенным брокером, в штате которого состоит специалист;

      ж) предъявление по требованию таможенного органа товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и представленных для таможенного оформления;

      з) обеспечение ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля, проводимых в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;

      и) использование информации, полученной от представляемого лица, исключительно для таможенных целей; обеспечение сохранности и защиты согласно таможенному законодательству Российской Федерации информации, полученной от представляемого лица и составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации;

      к) разъяснение представляемому лицу требований таможенного законодательства Российской Федерации;

      л) соблюдение условий и ограничений пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортных средств либо до их передачи представляемому лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом;

      м) незамедлительное информирование таможенных органов при обнаружении изменений, повреждений, уничтожения или утраты средств идентификации, повреждений тары и упаковки, несоответствия товаров сведениям, указанным в транспортных, коммерческих и иных документах, сведениям о товарах, приведенным в различных документах, и о других подобных обстоятельствах, имеющих отношение к таможенному делу.

      Данный перечень обязанностей является исчерпывающим, и таможенный брокер не вправе устанавливать дополнительные обязанности специалиста, касающиеся его основной деятельности, а также не может ограничивать обязанности специалиста по отношению к таможенным органам Российской Федерации.

      В соответствии с вышеуказанным Положением специалист любой категории при осуществлении своей деятельности имеет право:

      — присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и образцов товаров;

      — производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров;

      — знакомиться с результатами проведенного таможенными органами исследования (экспертизы) взятых проб и образцов товаров;

      — проводить исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет представляемого лица;

      — доступа в зону таможенного контроля для совершения операций по таможенному оформлению в соответствии с порядком, определенным актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

      — получать информацию и консультации таможенных органов Российской Федерации по таможенным вопросам в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России;

      — иметь согласно порядку, определенному в технологической схеме взаимодействия таможенного брокера и таможенного органа, доступ к информационным сетям таможенных органов, используемым для автоматической обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей;

      — обжаловать в соответствии с установленным порядком решения, действия или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц;

      — уведомлять таможенные органы о намерении вывезти товары и транспортные средства с таможенной территории Российской Федерации;

      — составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при производстве предварительных операций;

      — помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения.

      Кроме указанных прав, специалист I категории имеет право выполнять под контролем таможенных органов отдельные действия, относящиеся к компетенции этих органов, в том числе изменять, удалять или уничтожать средства идентификации, осуществлять идентификацию товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России.

      Статья 147. Аттестация на соответствие квалификационным требованиям

      1. Аттестация на соответствие квалификационным требованиям (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается.

      2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению являются:

      — наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании;

      — наличие стажа работы не менее двух лет.

      Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

      3. Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности.

      Комментарий

      Во исполнение данной статьи ГТК РФ приказом от 27 декабря 2000 г. № 1216 утвердил Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации и Типовую схему аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

      Согласно ст. 47 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (с изм. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) аттестация сотрудников таможенных органов проводится для решения вопросов о:

      — соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности;

      — представлении сотрудника таможенного органа к государственной награде Российской Федерации.

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению специалист должен обладать знаниями в пределах, необходимых для совершения операций по таможенному оформлению и выполнения иных функций в области таможенного дела от имени таможенного брокера, в следующих областях:

      — таможенное право и таможенное дело — таможенные режимы, порядок и иные условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, виды таможенных платежей, порядок производства предварительных и основных операций таможенного оформления, в том числе декларирование и классификация товаров для таможенных целей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, порядок проведения таможенного и валютного контроля таможенными органами, таможенная статистика, мера ответственности за преступления и правонарушения в сфере таможенного дела, организация таможенной службы, статус, права и обязанности должностных лиц таможенных органов;

      — внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование — порядок заключения и исполнения внешнеэкономических сделок, цены, условия транспортировки и страхования во внешней торговле, запреты и ограничения, в том числе лицензирование, сертификация и т. д.;

      — экономика — финансовые, налоговые, кредитно-финансовые, платежно-расчетные и валютные отношения, ценообразование, банковское дело;

      — гражданское право, международное частное право, уголовное право, государственное и международное право;

      — правила пользования средствами автоматической обработки информации, необходимые для осуществления деятельности специалиста.

      Конкретный перечень вопросов, в которых должен разбираться специалист соответствующей категории, а также критерии для признания достаточным ответа претендента при проведении квалификационного экзамена определяются ГТК России.

      При наличии соответствующих знаний в определенных областях и опыта претендент вправе сдать квалификационный экзамен без прохождения специальной подготовки (экстерном).

      Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      Претендент на получение аттестата специалиста I категории должен:

      — иметь любое высшее либо специальное среднее образование (юридическое, экономическое, в области таможенного дела);

      — иметь стаж работы по таможенному оформлению не менее 2 лет в качестве специалиста по таможенному оформлению;

      — пройти специальную подготовку и сдать квалификационный экзамен.

      Претендент на получение аттестата специалиста II категории должен:

      — иметь любое среднее или специальное среднее образование;

      — пройти специальную подготовку и сдать квалификационный экзамен.

      Порядок проведения аттестации и переаттестации специалиста соответствующей категории определяются ГТК России.

      Аттестация может быть очередной или досрочной.

      В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации аттестации не подлежат сотрудники:

      — занимающие должности менее года;

      — находящиеся в отпуске по беременности и родам;

      — находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

      — находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

      — в период прикомандирования к органам государственной власти Российской Федерации и организациям; аттестация указанных категорий сотрудников осуществляется по истечении года со дня назначения на должность или исполнения обязанностей после возвращения из отпуска или окончания прикомандирования;

      — в течение года с момента назначения на должность по конкурсу.

      При переводе сотрудника с его согласия на равнозначную должность в одном таможенном органе аттестация этого сотрудника может быть проведена с учетом срока пребывания в прежней должности.

      Аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, удостоверяющим, что его владелец может выступать в качестве специалиста по таможенному оформлению соответствующей категории в течение установленного срока. Передача квалификационного аттестата другому лицу не допускается. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

      Бланк аттестата имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеет учетную серию и номер.

      Порядок выдачи квалификационного аттестата определяется ГТК России.

      Срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению устанавливается Положением о специалисте по таможенному оформлению:

      — 3 года — для специалистов I категории;

      — 2 года — для специалистов II категории.

      По истечении срока действия квалификационного аттестата вышеуказанных специалистов проводится их переаттестация.

      Статья 148. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению

      1. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:

      1) установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;

      2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

      3) специалист по таможенному оформлению нарушает требования, установленные пунктом 3 статьи 144 настоящего Кодекса;

      4) специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

      5) специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 настоящего Кодекса.

      2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанным органом выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого это решение вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения.

      3. Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.

      4. Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении указанного квалификационного аттестата:

      — в течение одного года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, если этот аттестат аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи;

      — в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи;

      — в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

      Комментарий

      Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

      В соответствии с Положением о специалисте по таможенному оформлению квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован ГТК России, если он был выдан заявителю на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о выдаче аттестата.

      К правонарушениям, за совершение которых специалист по таможенному оформлению привлекается к административной ответственности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ), перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ), непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15 КоАП РФ), а также нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.22 КоАП РФ).

      При этом квалификационный аттестат может быть аннулирован только в случае неоднократного совершения названных административных правонарушений.

      Пункт 3 ст. 147 комментируемого Кодекса предусматривает обязанность специалиста по таможенному оформлению каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Нарушение данной обязанности влечет последствие в виде аннулирования квалификационного аттестата специалиста.

      Таможенный орган, выявивший факты, являющиеся основанием для аннулирования аттестата, обязан представить их в ГТК России.

      Решение об аннулировании аттестата оформляется в виде письменного распоряжения заместителя председателя ГТК России. Решение об аннулировании действует со дня выдачи аттестата.

      О своем решении об аннулировании аттестата ГТК России сообщает в письменной форме специалисту, таможенному брокеру, в штате которого он состоит, и соответствующему аттестующему органу.

      Аннулированный аттестат подлежит обязательному возврату в выдавший его аттестующий орган в течение 30 дней со дня принятия решения о его аннулировании.

      Заявление о повторной выдаче аттестата может быть рассмотрено в соответствии с установленным порядком по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения об аннулировании аттестата при условии устранения причин, послуживших основанием для его аннулирования.

      Кроме того, действие аттестата может быть приостановлено на срок до 2 месяцев на основании решения регионального таможенного управления:

      — при наличии достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления специалистом своих обязанностей;

      — при неподтверждении соответствия знаний специалиста новым требованиям при существенном изменении правового регулирования таможенного дела.

      Квалификационный аттестат также может быть отозван на основании решения ГТК России в случаях, если специалист:

      а) неоднократно не выполнял обязанности перед таможенными органами Российской Федерации, за что в соответствии с административным законодательством Российской Федерации должны нести ответственность представляемое лицо или таможенный брокер, в штате которого этот специалист состоит;

      б) нарушил налоговое законодательство Российской Федерации, что влечет необходимость наложения взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      в) не подтвердил в течение 2 месяцев соответствие своих знаний новым требованиям при существенном изменении правового регулирования таможенного дела;

      г) нарушил таможенные правила, что влечет необходимость наложения взыскания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

      д) признан судом виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве.

      Аттестат признается недействительным в случае признания судом таможенного брокера, в штате которого этот специалист состоит, несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности.

      Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, приостановлен, отозван или признан недействительным, вправе обжаловать данные решения в таможенные органы, суд, арбитражный суд.

     
Услуги таможенного брокера
   
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!