Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации
Статья 69. Место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации
1. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407). В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.
2. После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
3. Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.
4. Положения настоящей статьи не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.
Комментарий
Особенностью комментируемой статьи является то, что она посвящена таким переменным, относящимся к прибытию товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, как:
1) место;
2) время.
При этом ст. 2 настоящего Кодекса устанавливает, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, которая также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Пункт 1 ст. 69 Таможенного кодекса определяет место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации:
1) место — пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
2) время — время работы таможенных органов, которое определяется по правилам ст. 407 настоящего Кодекса. Так, время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.
При этом в иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.
Следует учитывать, что не является нарушением правил вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
1) несчастного случая;
2) аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
3) сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
4) буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
5) доставки спасенных людей;
6) оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
Анализ п. 2 ст. 69 позволил сделать ряд выводов:
1) после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан:
а) доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в п. 1 комментируемой статьи (места прибытия);
б) предъявить их таможенному органу. Под последним следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.
При этом под перевозчиком подразумевается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
2) не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Пункт 3 комментируемой статьи обязывает таможенные органы представлять в общедоступной форме информацию:
1) о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) об установленных ограничениях;
3) о времени работы таможенных органов.
Статья 70. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах
1. Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
2. Расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.
Комментарий
Применяя правила комментируемой статьи, необходимо обратить внимание на то, что она посвящена мерам, принимаемым при:
1) аварии;
2) действии непреодолимой силы. Следует отметить, что для непреодолимой силы свойствен чрезвычайный характер. Обстоятельство является исключительным, не свойственным нормальному развитию отношений. Оно должно быть также непредотвратимым при данных условиях. Например, шторм в пять баллов для маленького судна может быть признан непреодолимой силой (в отличие от крупного лайнера). К данной категории применяется термин не «событие», а «обстоятельство». Как известно, события от воли и сознания людей не зависят, тогда как чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях могут стать обстоятельства, возникшие по воле людей (например, военные действия).
Традиционно к непреодолимой силе относят разрушительные силы природы — стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы, снежные заносы, оползни и т. п. Непреодолимой силой могут быть, кроме военных действий, признаны народные волнения, забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях;
3) иных обстоятельствах. В данном случае законодатель оставляет открытым перечень обстоятельств, при которых необходимо принимать описанные в ст. 70 настоящего Кодекса меры.
Анализ п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что если доставка товаров из места пересечения таможенной границы (таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации) в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан:
1) принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств. В данном случае возникают обязанности хранения товаров, не урегулированные соответствующим договором между сторонами. В данном случае согласно нормам Гражданского кодекса обязанности хранителя ограничиваются той мерой заботы, которая применяется им к собственному имуществу. Например, хранитель отвечает за гибель или порчу имущества, если он при общей опасности спас только свои вещи и не докажет, что было невозможно спасти вещи, принятые на хранение;
2) незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган:
а) об этих обстоятельствах;
б) о месте нахождения товаров.
Необходимо отметить, что своевременность выполнения данного требования зависит от характера возникших обстоятельств;
3) перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. В данном случае перевозка осуществляется перевозчиком:
а) по договоренности с таможенным органом;
б) за свой счет.
При этом расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются. Указанный вопрос оставляется на урегулирование непосредственно перевозчиком и другой стороной, в интересах которой действовал последний.
Статья 71. Предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации
Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в порядке, согласованном администрацией указанного пункта пропуска с таможенным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.
Комментарий
При применении правил комментируемой статьи необходимо отметить, что она посвящена предварительному уведомлению таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.
Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
При применении правил комментируемой статьи необходимо отметить ряд моментов:
1) к администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации следует относить начальника:
а) аэропорта;
б) аэродрома;
в) морского;
г) речного порта;
д) железнодорожного вокзала;
е) станции.
Приведенный перечень лиц является исчерпывающим и расширению не подлежит;
2) указанная администрация предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в порядке, согласованном администрацией указанного пункта пропуска с таможенным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»).
Статья 72. Представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации
1. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 — 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные статьями 73—76 настоящего Кодекса.
Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
Если документы, предусмотренные статьями 73—76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
2. Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.
3. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены статьями 73—76 настоящего Кодекса.
5. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
Комментарий
Анализ положений комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что она посвящена вопросам, касающимся порядка предоставления документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом необходимо разъяснить ряд используемых в данной статье терминов:
1) товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, кроме нижеследующих;
2) транспортные средства — любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
3) таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 2 Таможенного кодекса;
4) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
5) таможенные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств.
В соответствии с положениями п. 1 комментируемой статьи при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст.ст. 73—76 настоящего Кодекса. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений. В зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка, подразумеваются:
1) ст. 73: документы и сведения, представляемые при международной перевозке автомобильным транспортом;
2) ст. 74: документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом;
3) ст. 75: документы и сведения, представляемые при международной перевозке воздушным транспортом;
4) ст. 76: документы и сведения, представляемые при международной перевозке железнодорожным транспортом.
При этом необходимо учитывать, что соответствующий
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделяется правом сокращать перечни указанных сведений.
В случае, если документы, предусмотренные ст. ст. 73—76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
Перевозчик также вправе:
1) представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации;
2) представить документы (или их часть) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
3) поручить предоставление от своего имени указанных документов любому лицу.
При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. ст. 73—76 настоящего Кодекса.
Статья 73. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке автомобильным транспортом
1. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) о государственной регистрации транспортного средства;
2) наименование и адрес перевозчика товаров;
3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;
4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен;
10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) документов на транспортное средство;
2) международной товаротранспортной накладной;
3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Комментарий
Необходимо отметить, что комментируемая статья посвящена документам и содержащимся в них сведениям, которые необходимы для предоставления при международной перевозке автомобильным транспортом. Так, перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) о государственной регистрации транспортного средства;
2) наименование и адрес перевозчика товаров. Гражданский кодекс предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использование.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом;
3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;
4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров. Если это юридическое лицо, то необходимо предоставить его юридический адрес (по месту государственной регистрации юридического лица), указанный в учредительных документах. В случае же с физическим лицом — индивидуальным предпринимателем — предоставляется адрес его постоянного места жительства;
5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров (коробки, бочки, пакеты и т. д.);
7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (международная конвенция 14 июня 1983 г., Брюссель) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
8) вес брутто (вместе с упаковкой) товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен. Вопрос об оборотоспособности детально рассматривается Гражданским кодексом. Так, ограничение оборотоспособности заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота, либо их приобретение и (или) отчуждение допускается только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды. Так, постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями от 15 апреля, 2 декабря 1994 г., 16 декабря 1995 г.) (СА РФ. 1992. № 25. Ст. 2217) утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителем, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации. К такой продукции относятся вооружение и боеприпасы к нему, ракетно-космические комплексы, шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства и т. д.
Изъятыми из гражданского оборота считаются объекты, которые не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного к другому в рамках гражданско-правовых отношений. Такие объекты должны быть прямо указаны в законе. Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» к объектам, изъятым из оборота, относит особо охраняемые природные территории — государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные природные парки и т. д.
Специальные правила оборотоспособности п. 3 ст. 129 устанавливает для таких объектов, как земля и иные природные ресурсы. Их оборот допускается в той мере, которая предусмотрена законами о земле и других природных ресурсах;
10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
Указанные сведения могут быть облечены в следующие формы:
1) документы на транспортное средство;
2) международная товаротранспортная накладная;
3) имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом
1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) о регистрации судна и его национальной принадлежности;
2) наименование и описание судна;
3) фамилию капитана;
4) фамилию и адрес судового агента;
5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;
6) о количестве и составе членов экипажа;
7) наименование порта отправления и порта захода судна;
8) наименование, общее количество и описание товаров;
9) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
10) наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
11) номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
12) наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
13) наименование первоначальных портов отправления товаров;
14) наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
15) описание размещения товаров на судне;
16) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
17) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
18) о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) общей декларации;
2) декларации о грузе;
3) декларации о судовых припасах;
4) декларации о личных вещах экипажа судна;
5) судовой роли;
6) списка пассажиров;
7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;
8) коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
Комментарий 2
Особенностью данной статьи является то, что она предусматривает предоставление документов и сведений при международной перевозке именно морским (речным) транспортом. При применении правил данной статьи необходимо знать, что перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Коносамент имеет следующие реквизиты: 1) наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2) наличие перевозчика; 3) место приема или погрузки груза; 4) наименование отправителя; 5) место назначения груза либо, при наличие чартера, место назначения или направления судна;
6) наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»; 7) наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях — данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза; 8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; 9) время и место выдачи коносамента; 10) число составленных экземпляров коносамента; 11) подпись капитана или иного представителя перевозчика.
Особенностью коносамента как ценной бумаги является то, что при его составлении в нескольких подлинных экземплярах выдача груза по первому предъявленному коносаменту прекращает действие остальных экземпляров;
При этом необходимо иметь в виду, что:
а) наименования и адреса юридических лиц (порты) предоставляются на основании соответствующих документов — учредительных документов, содержащих названную информацию. При этом место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах;
б) наименование и адрес физического лица (индивидуального предпринимателя) предоставляются на основании документов, удостоверяющих его личность (паспорт). При этом Гражданский кодекс определяет его место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что перевозчик сообщает сведения, указанные в п. 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу соответствующих документов.
Статья 75. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке воздушным транспортом
1. При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
2) номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
3) наименование эксплуатанта судна;
4) о количестве членов экипажа;
5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
6) указание видов товаров;
7) номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
8) наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;
9) о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
10) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
11) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);
2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах;
4) авиагрузовых накладных;
5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);
6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией.
Комментарий
Особенностью комментируемой статьи является то, что она посвящена документам и сведениям, которые предоставляются при международной перевозке именно воздушным транспортом. Указанные ниже сведения и документы перечислены исчерпывающим образом.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что при международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна. Согласно Положению о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2126, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. № 1714 (САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4928; СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1956), Государственный флаг поднимается на морских судах, внесенных в Государственный судовой реестр РФ, на которые выдано соответствующее судовое свидетельство или судовой билет. Он поднимается также на морских судах, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации или другие лица, представляющие Президента или Правительство Российской Федерации, — в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола. Судно, плавающее под флагом иностранного государства, при прохождении территориального моря и внутренних морских вод России либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу должно поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации;
2) номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
3) наименование эксплуатанта судна;
4) о количестве членов экипажа. Общее определение экипажа судна можно сформулировать с учетом понятия «член экипажа судна», содержащегося в Конвенции по обеспечению международного морского судоходства 1965 г. Это коллектив лиц, действительно занятых во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем и включенных в судовую роль (список экипажа).
Перечень должностей, относящихся к командному составу, приведенный в КТМ, не является исчерпывающим. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти могут относить к командному составу и других специалистов. В государствах, где перечень должностей не определен законом, отнесение лиц к командному составу может устанавливаться коллективным договором или обычаем.
К судовой команде (лицам рядового состава) относятся члены экипажа, не являющиеся капитаном или лицами командного состава;
5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
6) указание видов товаров;
7) номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
8) наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;
9) о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
10) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
11) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы. В данном случае речь идет о вещах ограниченных (необходимо иметь соответствующие документы, подтверждающие право на указанные вещи) либо исключенных из оборота.
Необходимо также учесть, что:
1) перевозчик — это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
2) таможенными органами являются:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
— региональные таможенные управления;
— таможни;
— таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Статья 76. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке железнодорожным транспортом
1. При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) наименование и адрес отправителя товаров;
2) наименование и адрес получателя товаров;
3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;
4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
5) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;
6) вес брутто товаров (в килограммах);
7) идентификационные номера контейнеров.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) железнодорожной накладной;
2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Комментарий
Комментируемая статья определяет перечень документов и содержащихся в них сведений, необходимых для предъявления таможенному органу при международной перевозке именно железнодорожным транспортом.
При этом, говоря об адресах и наименованиях тех или иных лиц, необходимо учитывать следующее:
а) наименования и адреса юридических лиц (порты) предоставляются на основании соответствующих документов — учредительных документов, содержащих названную информацию. При этом место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;
б) наименование и адрес физического лица (индивидуального предпринимателя) предоставляются на основании документов, удостоверяющих его личность (паспорт), свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом Гражданский кодекс определяет его место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Предусмотрено, что перевозчик сообщает сведения, указанные в п. 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов: железнодорожной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Статья 77. Действия с товарами и транспортными средствами в месте их прибытия
1. После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).
2. С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.
3. Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
4. Транспортные средства подлежат таможенному оформлению в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса.
Комментарий
Особенностью комментируемой статьи является то, что она посвящена действиям, совершаемым с товарами и транспортными средствами в месте их прибытия.
Прежде чем знакомиться с правилами данной статьи, необходимо дать понятие отдельным категориям, используемым в статье:
1) товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства;
2) российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;
3) иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами;
4) таможенные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;
5) срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более срока, установленного п. 1 ст. 103 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных п. 1 ст. 13 и п. 8 ст. 377 настоящего Кодекса, временное хранение товаров осуществляется в сроки, указанные в этих статьях. Продление этих сроков не допускается.
Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении, в соответствии с настоящим Кодексом. В случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
Распоряжение товарами по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, производится в соответствии с гл. 41 настоящего Кодекса.
Так, после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений, предусмотренных ст.ст. 73—76 Таможенного кодекса, товары могут быть:
1) разгружены или перегружены (в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса);
2) помещены на склад временного хранения. Временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой.
Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 настоящего Кодекса. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 Таможенного кодекса). Внутренний таможенный транзит — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (ст. 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Положения гл. 10 не распространяются на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком.
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 настоящего Кодекса (Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами).
Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Говоря о законодательстве, следует иметь в виду:
а) Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изм. и доп. от 24 июля 2002 г.);
б) Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.).
Транспортные средства подлежат таможенному оформлению в соответствии с гл. 22 настоящего Кодекса (перемещение транспортных средств).
Статья 78. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте прибытия
1. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей. В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.
2. Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций.
3. По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков, установленных в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
4. В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом несет лицо, осуществляющее грузовые операции.
5. Запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий
Следует отметить, что комментируемая статья посвящена разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в месте прибытия.
Так, предусмотрено, что разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.
При этом:
1) товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные ниже, к товарам не относятся;
2) транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
3) таможенные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;
4) территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, которая также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со ст. 406 (установлено, что таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. По мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля) и 407 настоящего Кодекса (время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа).
Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций.
По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков, установленных в соответствии со ст. 103 настоящего Кодекса.
В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом несет лицо, осуществляющее грузовые операции.
Запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.