Параграф 3. Переработка вне таможенной территории
Статья 197. Содержание таможенного режима
1. Переработка вне таможенной территории — таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
2. Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3. При вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Комментарий
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории является своего рода обратным отражением режима переработки на таможенной территории, если принять во внимание место проведения операций и допускаемые к помещению под режим товары. И в этом случае применяется принцип отсрочки: суммы таможенных пошлин и налогов, уплачиваемые по общему правилу при вывозе товаров на переработку за пределы российской таможенной территории, подлежат возврату уже после завершения действия режима переработки при выпуске компенсационных товаров для свободного обращения на таможенной территории. В данном случае использование налоговых льгот носит более ограниченный характер. Это представляется вполне оправданным, учитывая объективную потребность в развитии прежде всего перерабатывающих отраслей национальной экономики, стимулирования ориентированных на экспорт производств.
Согласно комментируемой статье при таможенном режиме переработки товаров вне таможенной территории «российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики».
Статья 198. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (статья 203).
2. Переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (статья 199), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 206 настоящего Кодекса.
3. Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении. Допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.
4. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Комментарий
Поскольку в основе использования всех трех таможенных режимов переработки заложены в значительной мере единые базовые принципы, регламентация переработки товаров в рассматриваемом режиме содержит во многом положения, которые аналогичны установленным в отношении применения режимов переработки на таможенной территории и под таможенным контролем. Так, это относится к порядку получения разрешений на переработку товаров и их аннулирования либо отзыва, требованиям, предъявляемым к бенефициарам режима, срокам переработки товаров и т. п.
Поэтому ниже отметим основные аспекты правовой регламентации режима переработки товаров вне таможенной территории, отличные от указанных выше, при рассмотрении механизма применения режимов активной переработки.
Таможенный Кодекс разрешает проведение в рамках рассматриваемого таможенного режима тех же операций, что и при использовании режима переработки товаров на таможенной территории, а именно:
— изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
— собственно переработку и обработку товаров;
— ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
— использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
При этом согласно п. 4 комментируемой статьи Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
По общему правилу к запрещенным для помещения под данный таможенный режим товарам относятся товары, перемещение которых запрещено через таможенную границу РФ.
Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии разрешения, выдаваемого согласно ст.ст. 203—204 ТК при условии, если:
— таможенный орган считает возможным установить, что компенсационные товары получены в результате переработки вывезенных для этого товаров (данное требование не обязательно только в случаях, устанавливаемых Государственным Таможенным Комитетом (ГТК);
— переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики;
— таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (ст. 199 ТК РФ), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами (ст. 206 ТК РФ);
— товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении.
Выданное разрешение на переработку товаров может быть аннулировано или отозвано таможенным органом в соответствии со ст. 205 ТК РФ.
Нормативными документами ГТК могут устанавливаться дополнительные условия, при соблюдении которых товары могут быть помещены под рассматриваемый таможенный режим. Основными требованиями для осуществления таможенного оформления являются:
— предъявление разрешения на переработку, выданного в установленном порядке;
— предъявление заполненных надлежащим образом грузовых таможенных деклараций (ГТД) на вывозимые товары, а также самих задекларированных товаров для их досмотра и идентификации.
Статья 199. Идентификация товаров в продуктах переработки
1. Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;
2) подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
5) документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары;
6) иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
2. Приемлемость заявленного способа идентификации вывезенных товаров для переработки вне таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
3. По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки.
Комментарий
Формальное заявление способов идентификации российских товаров в продуктах переработки и несоблюдение таможенными органами, производящими таможенное оформление вывозимых российских товаров и ввозимых продуктов переработки, строгого исполнения установленных в разрешении на переработку вне таможенной территории способов идентификации приводит к использованию участниками внешнеэкономической деятельности таможенного режима переработки вне таможенной территории для проведения не операций по переработке, а внешнеторговых сделок другого характера, в том числе бартерных, и, как следствие, уходу от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в полном объеме.
Учитывая изложенное, ГТК России разъясняет следующее:
— при выдаче разрешения на переработку вне таможенной территории для товаров, которые будут перемещаться по этому разрешению, обязательно должен быть определен конкретный способ идентификации российских товаров в продуктах переработки, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными актами. Этот способ должен быть достаточным для того, чтобы у таможенного органа не было сомнений в том, что продукты переработки изготовлены из вывезенных российских товаров;
— при определении способа идентификации могут быть учтены заключения независимых экспертных организаций, таможенных лабораторий;
— кроме способа идентификации, в разрешении должны быть описаны все необходимые действия должностных лиц таможенных органов при вывозе российских товаров и ввозе продуктов переработки по исполнению собственно идентификации по способу, указанному в разрешении;
— проведение идентификации без участия должностных лиц таможенных органов не допускается;
— таможенные органы, осуществляющие контроль за товарами по выданным разрешениям на переработку товаров вне таможенной территории, не могут принимать к исполнению разрешения на переработку вне таможенной территории (т. е. не могут проводить таможенное оформление вывозимых российских товаров в режиме переработки вне таможенной территории и ввозимых продуктов переработки), если в них не определен конкретный способ идентификации или не ясны действия должностных лиц таможенных органов по идентификации российских товаров в продуктах переработки.
Решения о возможности выдачи разрешения на переработку вне таможенной территории без идентификации российских сырьевых товаров в продуктах переработки принимается руководством ГТК России.
Статья 200. Операции по переработке товаров
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:
1) собственно переработку и обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Комментарий
Российские товары вывозятся без применения мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью переработки с последующим возвратом и выпуском в свободное обращение на территории РФ с полным или частичным освобождением от таможенных платежей.
Переработка российских товаров вне таможенной территории производится при наличии разрешения таможенного органа Российской Федерации.
При этом вывоз российских товаров на переработку вне таможенной территории и выпуск для свободного обращения продуктов переработки и не переработанных российских товаров (остатков) производятся при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, выданного таможенным органом Российской Федерации, и в сроки действия данного разрешения.
Разрешение на переработку действует определенный срок, который обязательно должен быть в нем указан.
Срок действия разрешения определяется, исходя из времени, необходимого для:
— таможенного оформления российских товаров, вывозимых на переработку;
— доставки российского товара до предприятия-переработчика;
— осуществления собственно операций по переработке;
— ввоза продуктов переработки в Российскую Федерацию;
— таможенного оформления продуктов переработки и остатков.
Время нахождения товаров под режимом устанавливается таможенными органами и не может быть более двух лет с даты получения разрешения. Владелец разрешения может обратиться в таможенный орган с просьбой о продлении указанного срока. Товары могут быть помещены под режим переработки вне таможенной территории, только если они имеют российское происхождение и могут быть идентифицированы в продукте переработки. Таможенные органы могут устанавливать нормы выхода продуктов переработки.
Выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации товары могут быть помещены под таможенный режим переработки вне таможенной территории с целью ремонта с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых продуктов переработки (отремонтированных товаров) только при условии, что вывозятся на ремонт те товары, которые были ранее ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, и такой ремонт является безвозмездным.
Для применения полного освобождения от ввозных таможенных пошлин, налогов лицо, обращающееся в таможенный орган за разрешением на переработку вне таможенной территории, должно представить документы, не вызывающие сомнения в подлинности и достоверности у должностных лиц таможенных органов и подтверждающие безвозмездный характер ремонта.
В качестве таких документов таможенными органами могут приниматься:
— контракт (договор), если в этом контракте (договоре) предусмотрено условие осуществления безвозмездного ремонта, и грузовая таможенная декларация, в соответствии с которой товары выпускались для свободного обращения и в которой имеется ссылка на этот контракт (договор);
— технический паспорт на товары, в котором предусматривается возможность осуществления безвозмездного (гарантийного) ремонта;
— иные документы с разрешения ГТК России.
В разрешении таможенного органа на вывоз товара на ремонт в таможенном режиме переработки вне таможенной территории должен быть указан:
— безвозмездный характер ремонта;
— предельный срок вывоза товара для безвозмездного ремонта.
Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов ввозимого после ремонта товара не может быть произведено, если вывоз товара на ремонт осуществлен после истечения срока безвозмездного ремонта, указанного в разрешении.
Российские товары, происходящие с таможенной территории Российской Федерации и вывезенные в режиме экспорта, могут быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и помещены под таможенные режимы переработки на таможенной территории или переработки под таможенным контролем при условии, что эти товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации для целей проведения ремонта, включая их восстановление и приведение в порядок.
Статья 201. Срок переработки товаров
1. Срок переработки товаров определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
2. Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки продуктов их переработки, в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
3. По мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров, первоначально определенный срок переработки продлевается в пределах срока, установленного п. 1 настоящей статьи.
4. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров.
Комментарий
Срок переработки товаров определяется исходя из времени, необходимого для:
— таможенного оформления российских товаров, вывозимых на переработку;
— доставки российского товара до предприятия-переработчика;
— осуществления собственно операций по переработке;
— ввоза продуктов переработки в Российскую Федерацию;
— таможенного оформления продуктов переработки и остатков.
Время нахождения товаров под режимом устанавливается таможенными органами и не может быть более двух лет с даты получения разрешения. Владелец разрешения может обратиться в таможенный орган с просьбой о продлении указанного срока.
Продление предельных сроков (т. е. сроков, превышающих два года, или иных сроков, установленных нормативными актами ГТК России), установленных в разрешениях, выданных таможнями, на переработку товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, осуществляется ГТК России.
Продление указанных сроков осуществляется, исходя из экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами переработки, на основании мотивированного заявления в ГТК России.
При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно подать в ГТК России заявление в произвольной форме о продлении сроков не позднее двух месяцев до истечения предельных сроков переработки товаров.
Одновременно с заявлением лицо должно представить:
а) заключение таможни установленной формы о целесообразности дальнейшего продления срока переработки товаров;
б) копии грузовых таможенных деклараций, заверенных таможней, и прилагаемые к ним документы с заявленным таможенным режимом.
Заявление рассматривается не более 30 дней.
При необходимости ГТК России может запросить дополнительные документы и сведения. В этом случае срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления таких документов и сведений.
Общий срок рассмотрения заявления не может превышать двух месяцев.
В случае пропуска сроков подачи заявления по уважительным причинам ГТК России может принять к рассмотрению заявление.
Решение о продлении сроков переработки товаров может приниматься управлением ГТК России, в непосредственные функции которого входят вопросы таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, помещаемыми под установленные законодательством таможенные режимы, а в некоторых случаях — первым заместителем председателя ГТК России или заместителем председателя ГТК России, курирующим вопросы таможенных режимов.
Подача заявления в ГТК России не прерывает и не приостанавливает сроки переработки товаров.
Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров.
Статья 202. Норма выхода продуктов переработки в таможенных целях
1. Норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров) определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, если это будет признано необходимым для целей таможенного контроля. Норма выхода продуктов переработки определяется до ввоза продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки. При согласовании нормы выхода таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.
3. Описание, качество и количество продуктов переработки окончательно определяется после согласования нормы выхода продуктов переработки.
4. Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
При использовании стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей ввоз продуктов переработки в количестве, превышающем установленные нормы выхода продуктов переработки, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не допускается.
Комментарий
Норма выхода продуктов переработки — количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров.
Норму выхода продуктов необходимо определять до ввоза продуктов на таможенную территорию Российской Федерации.
Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случаев, если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества.
Компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей. Но при этом следует учесть, что при использовании стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей ввоз продуктов переработки в количестве, превышающем установленные нормы выхода продуктов переработки, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не допускается.
Статья 203. Разрешение на переработку товаров
1. Вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.
2. Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается декларанту.
3. В разрешении указываются:
— описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
— операции по переработке товаров и способы их совершения;
— норма выхода продуктов переработки, если она установлена (пунктом 4 статья 202) или согласована на день выдачи разрешения;
— способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки;
— срок переработки товаров;
— иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.
Комментарий
Переработка российских товаров вне таможенной территории производится при наличии разрешения таможенного органа Российской Федерации.
При этом вывоз российских товаров на переработку вне таможенной территории и выпуск для свободного обращения продуктов переработки и непереработанных российских товаров (остатков) производятся при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, выданной таможенным органом Российской Федерации, и в сроки действия данного разрешения.
Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается таможней, в регионе деятельности которой в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано российское лицо, перемещающее российские товары для переработки.
Разрешение выдается российскому лицу, перемещающему российские товары для переработки, если:
— российские товары могут быть идентифицированы в продуктах переработки, за исключением случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
— переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.
Разрешение не может быть выдано, если:
— на день обращения заявителя есть разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, отвечающие одновременно следующим условиям:
1) получены заявителем ранее;
2) срок действия разрешения истек;
3) изготовленные в рамках этих разрешений продукты переработки не предъявлены к таможенному оформлению или их таможенное оформление не завершено;
4) код по ТН ВЭД России продуктов переработки, указанных в разрешениях, совпадает с кодом продуктов переработки, указанных в заявлении, на уровне первых четырех знаков;
— продуктами переработки являются товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации.
Разрешение на переработку действует определенный срок, который обязательно должен быть в нем указан.
Срок действия разрешения определяется исходя из времени, необходимого для:
— таможенного оформления российских товаров, вывозимых на переработку;
— доставки российского товара до предприятия переработчика;
— осуществления собственно операций по переработке;
— ввоза продуктов переработки в Российскую Федерацию;
— таможенного оформления продуктов переработки и остатков.
Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
В разрешении, кроме срока переработки, должны быть указаны:
— описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
— операции по переработке товаров и способы их совершения;
— норма выхода продуктов переработки, если она установлена (п. 4 ст. 202 ТК РФ) или согласована на день выдачи разрешения;
— способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки;
— иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Для получения разрешения заявитель должен обратиться с заявлением в письменной форме в таможню, в регионе деятельности которой зарегистрировано российское лицо в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможня вправе запрашивать у правоохранительных органов Российской Федерации документы, подтверждающие представленные сведения, а также получать от банков и других кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состояние счетов лиц, перемещающих товары для переработки вне таможенной территории.
При рассмотрении представленных документов в случае обнаружения в них противоречивых сведений, неточностей или ошибок таможня вправе запрашивать уточнения или дополнительные сведения.
Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 320 настоящего Кодекса.
Статья 204. Порядок выдачи разрешения на переработку товаров
1. Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
— о заявителе;
— о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров, и его (их) местонахождении;
— о товарах, предназначенных для переработки;
— об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
— о норме выхода продуктов переработки, если она установлена (пункт 4 статьи 202) или если на день подачи заявления декларантом эта норма определена;
— о продуктах переработки товаров и об их предполагаемом количестве;
— о способах идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки;
— о замене продуктов переработки иностранными товарами;
— о сроке переработки товаров.
2. Форма заявления и форма представления сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
3. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет сведения, указанные в заявлении, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
4. В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация на товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, при условии, что товары вывозятся одной товарной партией в случае, если:
1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, не превышает 500 тыс. рублей.
5. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 настоящего Кодекса. В указанном случае продукты переработки при их ввозе должны декларироваться тому таможенному органу, который выдал разрешение на переработку товаров.
6. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Декларант уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.
Комментарий
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения. Таможня вправе запрашивать у правоохранительных органов Российской Федерации дополнительные документы, подтверждающие представленные сведения, а также получать от банков и других кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состояние счетов лиц, перемещающих товары для переработки вне таможенной территории. При рассмотрении представленных документов в случае обнаружения в них противоречивых сведений, неточностей или ошибок таможня вправе запрашивать уточнения или дополнительные сведения.
Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет сведения, указанные в заявлении, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не может превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.
Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
Статья 205. Отзыв разрешения на переработку товаров
1. Выданное разрешение на переработку товаров отзывается таможенным органом, если в соответствии с принятым на основании пункта 4 статьи 198 настоящего Кодекса актом Правительства Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории не допускается.
2. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
3. При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить таможенный режим в соответствии с настоящим параграфом.
4. Форма отзыва разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Комментарий
Разрешение отзывается, если ее владелец не соблюдает требований Таможенного кодекса Российской Федерации по применению таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории либо если помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории не допускается, либо если разрешение более не соответствует экономической политике Российской Федерации.
Таможня, выдавшая разрешение на переработку, получив информацию, требующую рассмотрения вопроса об отзыве разрешения, сообщает об этом заявителю. Если в кратчайшие разумные сроки, установленные таможней, выдавшей разрешение, заявитель не предпримет меры для устранения причин, которые влекут за собой отзыв разрешения, разрешение отзывается.
Таможенные органы, получив приказ об отзыве разрешения, прекращают таможенное оформление российских товаров и продуктов переработки в соответствии с отозванным разрешением.
При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить таможенный режим в соответствии с настоящим параграфом.
Статья 206. Замена продуктов переработки иностранными товарами
Замена продуктов переработки иностранными товарами при условии, что они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки, допускается в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт, а также в случаях, если таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров в соответствии с настоящим Кодексом. Если замена продуктов переработки иностранными товарами допускается, ввоз иностранных товаров может быть осуществлен до вывоза российских товаров на переработку.
Комментарий
В течение срока действия разрешения на переработку вне таможенной территории с целью безвозмездного ремонта таможенным органом может быть разрешена замена продуктов переработки иностранными товарами, если иностранные товары имеют идентичные характеристики товарам, подлежащим вывозу или вывезенным на ремонт, т. е. имеют такой же код товара, торговую марку, модель, технические характеристики, о чем также должно указываться в разрешении.
Необходимыми условиями для осуществления замены продуктов переработки иностранными товарами являются:
— действие разрешения на переработку вне таможенной территории;
— осуществление безвозмездного ремонта таможенным органом;
— соответствие продуктов переработки с иностранными товарами, предназначенными на замену, т. е. наличие того же кода товара, торговой марки, модели, технических характеристик.
Статья 207. Применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов к продуктам переработки
1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта.
2. В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением акцизов, которое осуществляется в следующем порядке:
1) сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров;
2) сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
3. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
4. При ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки (статья 201), а также при несоблюдении других требований и условий настоящего параграфа либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.
Комментарий
Освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется при условии, что они заявляются для свободного обращения лицом, которое получило разрешение на переработку, либо его таможенным брокером. Указанное освобождение предоставляется в двух формах. Полное освобождение предоставляется, если таможенный орган может удостовериться в том, что:
— целью переработки был ремонт вывезенных товаров;
— данный ремонт был выполнен безвозмездно в силу положения законодательства или договора.
В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта.
Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться при условии, что лицо при обращении в таможенный орган за разрешением на использование режима предъявит документы, «не вызывающие сомнения в подлинности и достоверности у должностных лиц таможенных органов и подтверждающие безвозмездный характер ремонта» указанных товаров. В качестве таких документов могут выступать технический паспорт на товары, предусматривающий возможность проведения безвозмездного ремонта, контракты (договоры), содержащие условие осуществления безвозмездного ремонта и представляемые вместе с ГТД, в соответствии с которой помещаемые под режим переработки вне таможенной территории товары ранее были выпущены для свободного обращения (в ГДТ должна содержаться ссылка на этот контракт).
Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, если:
— осуществляется возмездный ремонт вывозимых товаров;
— с вывезенными товарами проводятся операции по переработке, разрешенные регламентацией режима.
В случае предоставления частичного освобождения таможенные налоги начисляются с учетом стоимости ремонта или других операций по переработке. Иными словами, учитывается стоимость, добавленная в процессе переработки вывезенных товаров.
Статья 208. Завершение таможенного режима
1. Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации либо иным способом, предусмотренным настоящей статьей.
2. Если продукты переработки ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации несколькими партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров (статья 203), может производиться периодически после ввоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня ввоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку вне таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет декларанту уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
3. Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта не допускается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезенные товары или продукты их переработки подлежат обязательному обратному ввозу. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического представления товаров таможенному органу.
При изменении таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины.
4. Если продукты переработки помещаются под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров не могут превышать суммы, исчисляемые в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 207 настоящего Кодекса, без учета пеней и процентов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи.
5. Если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза (пункт 3 статьи 198), при выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 207 настоящего Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
Комментарий
Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации либо иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом.
Настоящей статьей предусмотрен порядок, при котором возможен ввоз продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации несколькими партиями. При этом окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров, может производиться периодически после ввоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня ввоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку вне таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет декларанту уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического представления товаров таможенному органу.
При изменении на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины. Однако следует учесть, что изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта не допускается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезенные товары или продукты их переработки подлежат обязательному обратному ввозу.
Если продукты переработки помещаются под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров не могут превышать суммы, исчисляемые в соответствии с п. 2 и 3 ст. 207 настоящего Кодекса, без учета пеней и процентов, за исключением случая, если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза. При выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со ст. 207 настоящего Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.