Раздел III. Таможенные платежи
Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам, виды таможенных платежей.
Статья 318. Таможенные платежи и их виды
1. К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5) таможенные сборы.
2. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины.
Комментарий
Статья 318 Таможенного кодекса РФ содержит перечень таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ.
Следует обратить внимание на то, что перечень таможенных платежей, приведенный в комментируемой статье, является закрытым.
Таможенная пошлина является одним из видов таможенных сборов, предусмотренных таможенным тарифом.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной.
Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Ставка таможенной пошлины представляет собой денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном к таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу.
В соответствии с Законом от 1 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» с изменениями на 24 декабря 2002 г. ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах установленных настоящим законом определяются Правительством Российской Федерации.
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона РФ «О таможенном тарифе», увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерации тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений данного Закона.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если не установлено иное. Данная ставка является мерой оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость так же как и таможенная пошлина, акцизы, относится к федеральным налогам.
Главными признаками федеральных налогов является установление всех элементов налога федеральным законодателем в Налоговом кодексе и обязательность к уплате на всей территории России. Зачисление федеральных налогов в бюджеты различных уровней не влияет на отнесение данных налогов к федеральным.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взымаются на всей ее территории.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из видов косвенных налогов, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Нормативно-правовую базу, регулирующую применение НДС к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, составляют:
Налоговый кодекс РФ и ряд принятых подзаконных актов.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 150) содержится перечень льгот по уплате НДС. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
2) медицинских товаров зарубежного производства: лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утвержденному Правительством РФ);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
5) всех видов печатных изделий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.
От НДС освобождаются товары, предназначенные в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками и иными лицами, участвующими в выполнении работ по указанному соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором.
В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется без уплаты НДС, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, НДС подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период, считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога (п. 2 ст. 150 Налогового кодекса РФ).
При ввозе товаров на российскую таможенную территорию обложение НДС зависит от избранного таможенного режима:
1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 Налогового кодекса РФ «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению»;
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при помещении товаров под таможенный режим транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства НДС не уплачивается;
4) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;
5) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
7) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, НДС уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации обложение НДС производится в следующем порядке:
1) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Освобождение от уплаты НДС применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта;
2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы НДС возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при вывозе товаров с перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, налог не уплачивается
4) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подп. 1—3 настоящего пункта таможенными режимами освобождение от уплаты НДС и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации.
Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом Российской Федерации «Об акцизах».
Акцизы — косвенные налоги, включаемые в цену товара. К подакцизным товарам относятся:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
— лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
— препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
— парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
— подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
— товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
В целях обложения акцизами ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов, и (или) драгоценных камней, и (или) культивированного жемчуга. Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента РФ, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Нормативно-правовую базу, регулирующую применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, составляют Налоговый кодекс РФ (гл. 22 «Акцизы») и ряд подзаконных актов.
3. Существуют особые виды пошлин.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды пошлин:
— специальные;
— антидемпинговые;
— компенсационные.
Специальные пошлины применяются:
— в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
— как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются: в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Компенсационные пошлины применяются: в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо ли косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Субсидии с (лат. subsidium) — помощь, средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является одним из средств (методов) бюджетного регулирования.
Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной устанавливаемого расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются
1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
3. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Комментарий
Статья 319 рассматривает вопросы возникновения и прекращения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, а также предусматривает случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Обязанность по уплате таможенных платежей возникает при совершении действий, направленных на пересечение таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе — также и при декларировании товара.
Товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.
Таможенная территория — территория, в отношении которой законы и правила, регулирующие ввоз, вывоз, транзит товаров, ценностей и иных предметов, применяется в полном объеме без каких-либо изъятий. В отношении такой территории сохраняются отдельные таможенные тарифы и другие средства регулирования торговли. Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации. Таможенная граница — условная линия, ограничивающая таможенную границу Российской Федерации. Таможенный кодекс предусматривает ряд оснований освобождения от уплаты налогов и пошлин. Кодекс освобождает от уплаты налогов и пошлин, если:
— для данного типа товаров предусмотрено освобождение;
— товары ввезены и помещены под таможенный режим, предусматривающий условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
— стоимость ввезенных товаров находится в рамках необлагаемой пошлинами и налогами базы в размере 5000 в неделю в один адрес;
— товары не были использованы в целях извлечения прибыли — обращены в федеральную собственность или оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).
Непреодолимая сила — это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, например, наводнение, землетрясение; общественные явления, например, военные условия), вынудившее лицо, обязанное в данном правоотношении, нарушить договорное обязательство или причинить иной внедоговорный вред, который не мог быть предотвращен не только этим лицом, но и любым другим, сходным с ним по роду и условиям деятельности.
При выпуске товаров на территории Российской Федерации в свободное обращение либо вывозе с этой территории условия прекращения обязанности по уплате налогов и пошлин определяет Налоговый кодекс. Свободное обращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 320. Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов
1. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 настоящего Кодекса.
2. При несоблюдении положений настоящего Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
3. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.
4. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Комментарий
1. В новом Таможенном кодексе (в отличие от ст. 118 ТК РФ от 18.06.1993 г.) впервые более детально определяется круг лиц, которые несут ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов по правилам гл. 31. Здесь этот круг лиц строго очерчен и расширению не подлежит.
2. Пункт 1 статьи устанавливает правило, в соответствии с которым ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов возлагается на декларанта, а в случаях декларирования товара таможенным брокером такая ответственность возлагается на него. При этом надо учесть, что обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов таможенным брокером возникает только в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим (иную таможенную процедуру) и только в случае, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. Во всех остальных случаях ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов возлагается на декларанта (за исключением случаев, оговоренных в п. 2 комментируемой статьи).
3. В п. 2 статьи предусмотрены исключения из правила, установленного п. 1 комментируемой статьи. Впервые четко определяется круг лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов в прямо предусмотренных Кодексом случаях, при наступлении которых возникает полное или частичное освобождение от уплаты вышеуказанных платежей декларанта или таможенного брокера. К таким лицам относятся:
1) владелец склада временного хранения;
2) владелец таможенного склада;
3) перевозчик;
4) лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
В качестве владельца склада (как временного хранения, так и таможенного) может выступать российское юридическое лицо, включенное в специальный Реестр владельцев складов, о чем выдается специальное свидетельство, действительное в течение пяти лет. Кроме того, хранение товаров может осуществляться и таможенными органами на специально приспособленных для хранения складах, отвечающих определенным требованиям. При этом надо отметить, что хранение на складах таможенных органов осуществляется безвозмездно при условии возмещения лицом, поместившим товар на хранение, необходимых расходов на хранение товаров.
Таможенный орган, владелец склада временного хранения и владельца таможенного склада открытого типа не вправе отказать от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров.
Процесс хранения осуществляется владельцем склада на основании договора хранения, заключаемого в порядке ч. 2 гл. 47 Гражданского кодекса РФ и оформляемого в виде квитанции установленной формы.
При этом договор хранения заключается только в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. Владелец склада обязан уплатить таможенные платежи при утрате либо выдаче товаров, переданных на хранение, без разрешения таможенного органа.
При этом законодателем предусматривается ответственность владельца склада за уплату таможенных пошлин и налогов при наличии его вины как в виде умысла, так и в виде грубой неосторожности либо халатности. Исключение составляют только аварии и иные обстоятельства непреодолимой силы, перечень которых четко не определен, а также случаи передачи на хранение товаров, подверженных естественной убыли, при условии поддержания нормальных условий хранения.
Нормы естественной убыли товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814 разрабатываются и утверждаются указанными в нем федеральными министерствами и государственными комитетами. Владелец склада временного хранения несет также ответственность за уплату таможенных платежей и в случае, если им были приняты на хранение иностранные товары у перевозчика или экспедитора без наличия у них соответствующего разрешения таможенного органа. При этом должно быть установлено, что при приеме таких товаров на хранение владелец склада знал либо должен был знать о том, что нарушены определенные условия, предусмотренные действующим таможенным законодательством Российской Федерации, применяемым к ввозимым товарам. (п. 1 ст. 90).
Статья 321. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.
Комментарий
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и помещении их под иные, за исключением свободного обращения, правовые режимы, общая сумма пошлин и налогов не может быть больше, чем если бы товары были выпущены в оборот без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
При применении этого правила не учитываются пени и проценты, начисленные на суммы налогов и пошлин.
Налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации Проценты на суммы платежей налогов и пошлин устанавливаются при предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты.
Пеня — санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Начисляется в процентах к сумме невыполненного обязательства, как правило, за каждый день просрочки. Пени уплачиваются, помимо сумм недоимки, независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным Таможенным кодексом в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Предусмотренное ст. 321 правило не применяется в случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В этом случае уже уплаченные суммы налогов и пошлин подлежат зачету.