На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

      Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей

      Статья 337. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

      1. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае:

      1) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

      2) условного выпуска товаров;

      3) перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

      4) осуществления деятельности в области таможенного дела.

      2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

      3. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных в соответствии с настоящим Кодексом.

      4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.

      5. Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей, за исключением денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса.

      Комментарий

      В целях предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, такая обязанность может быть обеспечена одним из способов, предусмотренных законом.

      Под обеспечением уплаты таможенных платежей понимаются меры, устанавливаемые в строго определенных случаях, которые гарантируют исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов и стимулируют обязанное лицо к необходимому поведению.

      Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов имеет ряд особенностей позволяющих вести речь о специфики рассматриваемого правового института и о той роли, которую он играет в таможенном деле. С обеспечением уплаты таможенных платежей законодатель связывает возможность получения лицом отсрочки или рассрочки в уплате таможенных платежей; осуществления перевозки и хранения иностранных товаров. Институт обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов служит гарантом надлежащего исполнения обязанностей установленных таможенным законодательством.

      Реализация и применение рассматриваемого института возможна лишь в случаях указанных в законе.

      Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов представляют собой изменение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, или определяемым им иными таможенными органами срока уплаты таможенных платежей при наличии оснований предусмотренных в законе. Основанием предоставление отсрочки (рассрочки) является заявление плательщика таможенных пошлин, налогов.

      Условным выпуском товаров является выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных таможенным законодательством ограничений, требований или условий.

      Под осуществлением деятельности в области таможенного дела следует понимать деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

      Перечисленные условия предоставляют возможность таможенному органу принять решение о возложении на лицо обязанностей по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, однако последний не всегда пользуется своим правом. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 Таможенного кодекса РФ).

      Если первое условие освобождения от анализируемой обязанности носит объективный характер и не зависит от воли и желания, как таможенного органа, так и плательщика, то второе — субъективно. В такой ситуации таможенный орган на основании имеющихся у него сведений о деятельности, платежеспособности лица иные сведения позволяющие судить о возможности плательщика осуществить взятые на себя обязательства. Большую роль в принятии такого решения может оказать пунктуальность лица в уплате таможенных платежей.

      Перечень оснований освобождения от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, приведенный в анализируемой статье не является исчерпывающим. Иными нормативными актами могут быть установлены дополнительные условия.

      Законодатель возлагает обязанность по обеспечению уплаты таможенных платежей на лиц, ответственных за их уплату — декларанта (п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ) либо на иных лиц в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов. В числе последних можно назвать перевозчика и таможенного брокера, владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада.

      Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей.

      Денежные средства, имущество внесенные в качестве обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть зачтены в счет обеспечения по новым обязательствам, возвращены плательщику, либо зачтены в счет уплаты будущих таможенных платежей в случае выполнения плательщиком соответствующего обязательства перед таможенными органами. Принятие одного из названных решений осуществляется таможенным органом на основании письменного заявления плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы.

      Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей (п. 5 ст. 337 Таможенного кодекса РФ).

      Несколько иной порядок установлен для возврата денежного залога.

      Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.

      Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

      Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (п. 5 ст. 345) в валюте платежа. В случае уплаты сумм денежного залога в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой валюте вправе возвратить такой залог в иной иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, либо, по желанию плательщика, в валюте Российской Федерации. Для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка Российской Федерации на день возврата сумм денежного залога.

      Если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа наличными деньгами, по желанию плательщика возврат денежного залога может быть осуществлен в безналичном порядке на счет, указанный плательщиком.

      Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса.

      При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

      Статья 338. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей

      1. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

      2. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

      3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 настоящего Кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов.

      4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

      Комментарий

      В целях защиты интересов декларанта иных лиц, на которых возложена обязанность по уплате таможенных платежей, а равно в целях ограничения произвольного вмешательства в их хозяйственную деятельность со стороны таможенных органов законодатель определят размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин налогов, и устанавливает порядок их расчета.

      По смыслу комментируемой статьи размер обеспечения уплаты таможенных платежей может быть как фиксированным так и рассчитанным. Однако и в том и в другом случае он не может превышать размера сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (п. 1 ст. 328 Таможенного кодекса РФ). Окончательный вопрос о размере обеспечения уплаты таможенных платежей решается таможенным органом на основании сведений, поданных декларантом, о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости.

      По общему правилу, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта. Подобный порядок определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей по сравнению с предшествующим кодексом не изменился.

      В случае если декларантом не были представлены сведения о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, в силу чего не представляется возможным определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, то размер обеспечения уплаты таможенных платежей рассчитывается исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. К числу таких можно отнести сведения, которые представлялись декларантом ранее, либо которые представляются иными лицами при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар.

      Следует отметить, что подобный порядок расчета размеров обеспечения уплаты таможенных платежей применим в том случае, ели не предоставлена хотя бы одна группа сведений (о характер товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров).

      При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, применяется несколько иной порядок определения размера обеспечения уплаты таможенных пошлин.

      После соблюдения установленной п. 3 ст. 153 Таможенного кодекса РФ процедуры, таможенный орган производит расчет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Их размер определяется как разница между суммой таможенных пошлин, налогов и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов. При этом во внимание принимаются требования п.п. 1, 2 комментируемой статьи.

      Все изложенное в предыдущих пунктах характеризовало процедуру и порядок расчета размера обеспечения, однако это не исключает установление фиксированных размеров. В отношении отдельных товаров может быть установлен фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин. Подобное установление исключительная прерогатива федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

      Следует отметить, что законодатель говорит о фиксированном размере с оговоркой. Он вводится с учетом требований положений п.п. 1, 2 комментируемой статьи. Таким образом, по отношению к рассчитанному размеру обеспечения уплаты таможенных платежей, фиксированный является вторичным и производным от него.

      Статья 339. Обеспечение уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела

      1. Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей.

      2. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее:

      50 миллионов рублей для таможенного брокера;

      2,5 миллиона рублей и дополнительно 1 000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;

      2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;

      20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.

      Комментарий

      В качестве одного из оснований назначения обеспечения уплаты таможенных платежей является осуществление деятельности в области таможенного дела.

      Под осуществлением деятельности в области таможенного дела следует понимать деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

      Специфика такого рода деятельности прослеживается буквально во всем, не явилась исключением и обязанность по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов.

      В комментируемой статье перечислен круг лиц, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела, и указан предельный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин.

      К числу лиц, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела законодатель относит: таможенного брокера; владельца склада временного хранения; владельца таможенного склада и таможенного перевозчика. Основанием осуществления ими своей деятельности в качестве таковых выступает обеспечение уплаты таможенных платежей.

      Таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом (п. 17 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

      Владелец склада временного хранения российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом (ст. 108 ТК РФ). Владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов и осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных Таможенным кодексом (ст. 226 ТК РФ). Таможенным перевозчиком признается российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков, которое осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом (ст. 93 ТК РФ).

      Размер обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в области таможенного дела, и порядок его расчета определяется общими правилами, изложенными в ст. 338 ТК РФ. Комментируемая статья устанавливает лишь низший предел такого обеспечения. Причем данная граница варьируется в зависимости от конкретного вида деятельности.

      В отношении иных лиц осуществляющих деятельность в области таможенного дела действует порядок расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей, установленный ст. 338 ТК РФ.

      Статья 340. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

      1. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

      1) залогом товаров и иного имущества;

      2) банковской гарантией;

      3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

      4) поручительством.

      2. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по выбору плательщика.

      3. Помимо способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347). Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.

      Комментарий

      Комментируемая статья приводит перечень основных способов обеспечения уплаты таможенных платежей (залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, денежный залог, поручительство). Приведенный перечень не является исчерпывающим. Рассматриваемая статья допускает в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей заключение договора страхования, а также использование любых иных способов установленных правовыми актами Российской Федерации.

      Все указанные способы обеспечения различаются по степени воздействия на обязанное лицо и методам достижения цели — побудить осуществить платеж надлежащим образом и в установленный срок. Поэтому от оптимального выбора способа обеспечения во многом будет зависеть и поведение плательщика.

      В общем, способы обеспечения уплаты таможенных платежей можно определить как специальные меры, в достаточной степени, гарантирующие надлежащую уплату пошлин и налогов путем установления дополнительных средств стимулирования желательного и необходимого поведения плательщика.

      В отличие от положений Таможенного кодекса 1993 г., анализируемый нормативный правовой акт существенно расширил перечень способов обеспечения. Если в первом случае, ст. 122 прежнего кодекса устанавливала исчерпывающий (закрытый) перечень способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, то в рассматриваемой статьи этот перечень носит открытый характер (п. 3 ст. 340 Таможенного кодекса РФ).

      В соответствии с пунктом первым комментируемой статьи уплата таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться: залогом товаров и иного имущества; банковской гарантией; внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительством.

      Названные способы конкретизируются в последующих статьях Таможенного кодекса и, кроме того, более подробный их анализ содержится в специальных нормативных актах. Так, в частности, приказом ГТК от 22 февраля 1994 г. № 71 было утверждено положение об использовании залога таможенными органами Российской Федерации (Российские вести, № 52, 24 марта 1994 г.) или приказом ГТК РФ от 10 мая 2001 года № 427 был утвержден порядок внесения на депозит причитающихся сумм обеспечения уплаты таможенных и их возврата (Российская газета, № 115, 20 июня 2001 г.). Следует отметить, что регулированию вопросов связанных с применение конкретного способа обеспечения посвящены не только нормы таможенного законодательства, но и положения иных отраслей права (в частности, гражданского), которые имеют схожие с рассматриваемым институты.

      Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор — залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом (ст. 1 Закона РФ «О залоге» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 23).

      Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В числе последних Гражданский кодекс РФ называет любое имущество, в том числе вещи (включая недвижимые) и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (п. 1 ст. 336 ГК РФ).

      Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Залогодателем может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо. (ст. 341 Таможенного кодекса РФ).

      Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом (п. 1 ст. 342 Таможенного кодекса РФ).

      Порядок ведения ГТК России Реестра банков и иных кредитных организаций в целях организации обеспечения уплаты таможенных платежей был определен приказом ГТК от 1 сентября 2003 года № 949 «Об утверждении правил ведения реестра банков и иных кредитных организаций».

      В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ). При использовании банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей принципалом будет плательщик таможенной пошлины, бенефициаром — таможенный орган, а гарантами — банки и иные кредитные учреждения, включенные в специальный реестр банков и иных кредитных учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами.

      Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.

      Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога.

      Денежные средства, предназначенные для обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию, вносятся на счет внутреннего таможенного органа не позднее десяти календарных дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами российской таможенной границы. Что касается транзитных товаров, то обеспечительные суммы должны поступить в кассу таможенного органа отправления до момента фактического пересечения этими товарами российской таможенной границы.

      В новом Таможенном кодексе поручительство представляет собой самостоятельный способ обеспечения уплаты таможенных платежей, в то время как в Таможенном кодексе 1993 г. оно являлось составной частью такого способа как гарантия третьего лица и фактически сливалась, а подчас и подменялось гарантией банка и иного кредитного учреждения.

      Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем.

      По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК РФ). В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

      Законодатель не ограничивает декларанта в выборе способа обеспечения, предоставляя ему в решении этого вопроса полную свободу (п. 2 ст. 340 ТК РФ).

      Выбор конкретного способа обеспечения зависит от существа последнего. При этом во внимание принимается и размер платежа, и характер деятельности декларанта, и его взаимоотношения с третьими лицами (поручителем, банком, иной кредитной организацией).

      Как уже было отмечено перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей носит открытый характер. Однако это автоматически не дает право декларанту, либо таможенному органу самостоятельно, на свое усмотрение обеспечить уплату таможенных платежей иным, нежели предусмотренным в пункте 1 анализируемой статьи, способом.

      Пополнять перечень способов обеспечения исключительная прерогатива федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, либо иными правотворческими органами РФ.

      К числу дополнительного (по отношению к названным в п. 1 ст. 340 ТК РФ) способа обеспечения законодатель относит заключения договора страхования. Его применение связано с рядом условий:

      1. наличие определенного случая, когда именно таким способом может быть обеспечена уплата таможенных платежей;

      2. установления перечня подобных случаев решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      Порядок заключения и реализации договора страхования предусмотрен ст. 347 Таможенного кодекса РФ и нормами гражданского законодательства.

      Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (п. 2 ст. 347 ТК РФ).

      Статья 341. Залог товаров и иного имущества

      1. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      2. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Залогодателем может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо.

      3. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.

      4. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса. Взыскание на иное заложенное имущество обращается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Комментарий

      Комментируемой статьей открывается детальный и углубленный анализ каждого способа обеспечения в отдельности.

      Залог, как один из способов обеспечения уплаты, регулируется не только комментируемой нормой, но и положениями иных нормативных правовых актов, принятых в области таможенного права и нормами гражданского законодательства.

      Залог представляет собой способ обеспечения обязательства, при котором кредитор — залогодержатель, по обеспеченному залогом обязательству, приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

      В качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей залог имеет место в следующих случаях:

      а) обеспечение уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты указанных таможенных платежей;

      б) обеспечение уплаты таможенных платежей при использовании таможенных режимов транзита, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории (при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов) и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов) в случаях, когда соблюдение законодательства о таможенном деле не может быть обеспечено иными мерами;

      в) обеспечение взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств при совершении нарушений таможенных правил.

      3. Предметом залога выступают товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 341 ТК РФ).

      Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

      Залог отдельных видов имущества, в частности имущества граждан, на которое не допускается обращение взыскания, может быть законом запрещен или ограничен.

      4. Предметом залога могут быть товары, в том числе валюта, валютные ценности, ценные бумаги, а также автотранспортные средства.

      Таможенные органы не принимают в качестве предмета залога:

      — электрическую, тепловую и иные виды энергии;

      — предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты;

      — имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства, либо имущество, обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

      — имущественные права;

      — товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации;

      — имущество, находящееся за пределами Российской Федерации;

      — товары и транспортные средства, возможности реализации которых таможенными органами ограничены;

      — товары и транспортные средства в обороте и переработке, за исключением товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки;

      — скоропортящиеся товары;

      — предметы, постоянный контроль за местонахождением и использованием которых конкретный таможенный орган не может обеспечить;

      — продукция и отходы производства, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.92 г. № 179.

      В числе такой продукции названный нормативный акт выделяет: драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них; стратегические материалы; вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию; ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию; боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование; уран, другие делящиеся материалы и изделия из них; рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов; результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники; шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование; яды и наркотические вещества; спирт этиловый; отходы радиоактивных материалов; отходы взрывчатых веществ; отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни; лекарственные средства, за исключением лекарственных трав; лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье).

      Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных случаях, когда отсутствуют иные возможности обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами, и только по согласованию с ГТК России.

      Перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, подлежащие сертификации или контролю других государственных органов, могут быть предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

      Предметом залога не могут быть требования, носящие личный характер, иные требования, залог которых запрещен законом, а также имущество, которое не может быть отчуждено залогодателем (в частности, имущество, находящееся в общей собственности, — без согласия всех собственников и т. п.).

      Предметом залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей, могут служить товары и транспортные средства, свободная (рыночная) цена которых не ниже причитающихся к уплате сумм:

      — таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;

      — таможенных сборов за таможенное оформление;

      — максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) таможенное сопровождение товаров (если такое хранение и (или) сопровождение имело или имеет место);

      — процентов с указанных сумм по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам;

      — 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.

      В качестве предмета залога таможенные органы принимают преимущественно товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.

      Замена предмета залога допускается только с согласия таможенного органа, за исключением случаев залога товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки. Замена указанных товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями Положения об использовании залога таможенными органами Российской Федерации (утверждено Приказом ГТК РФ от 22 февраля 1994 г. № 71 «Об использовании залога таможенными органами» // Российские вести, № 52, 24 марта 1994 г.).

      Основанием применения залога в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей, выступает договор между таможенным органом и залогодателем.

      В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо обеспеченного залогом требования, его размер и срок исполнения, состав и стоимость заложенного имущества, а также любые иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласие. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.

      Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме. Договор о залоге должен быть нотариально удостоверен лишь в случае, если предметом залога являются гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог, а также, если нотариальная форма залога прямо предусмотрена законодательством Российской Федерации.

      Положением об использовании залога таможенными органами Российской Федерации утверждены формы типовых договоров о залоге, которые приведены в Приложении № 2 (формы А, Б, В, Г). В случае, если залогодателем является физическое лицо, в договоре отражаются особенности, вытекающие из статуса залогодателя (отсутствие расчетного счета, печати и т. д.).

      Таможенный орган ведет реестр заключенных договоров о залоге.

      Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации. В этом случае договор о залоге считается заключенным с момента его регистрации. Регистрацию залога обеспечивает залогодатель за свой счет. Залогодатель представляет таможенному органу выписку из реестра, подтверждающую регистрацию, за свой счет.

      При заключении договора о залоге залогодатель вправе с согласия таможенного органа определить, что в случае неисполнения им залоговых обязательств в момент наступления срока их исполнения залогодатель помещает товары и транспортные средства под таможенный режим отказа в пользу государства.

      В указанном случае право залога в момент наступления такого срока прекращается. Такое выраженное в договоре заявление залогодателя является упрощенной формой декларирования. Заполнение залогодателем в этом случае грузовой таможенной декларации в связи с заявлением таможенного режима отказа в пользу государства не требуется.

      Заключение такого договора о залоге таможенным органом рассматривается как разрешение этого органа на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства.

      Сторонами по договору залога выступают залогодатель и таможенный орган.

      Залогодателем может быть лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Учреждение может передавать в залог имущество, в отношении которого оно в соответствии с законом приобрело право на самостоятельное распоряжение.

      Залогодатель несет ответственность за правомерность передачи предмета залога в залог. От имени таможенного органа договор залога подписывается начальником или его заместителем, а также главным (старшим) бухгалтером в соответствии с правилами, установленными для подписания финансовых документов.

      При залоге предмет залога остается у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения. Залогодатель обязан страховать за свой счет принятый в залог предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения предмета залога вследствие аварии или действия непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, либо препятствующих ей, или неблагоприятно влияющих на нее (конфискация, реквизиция предмета залога), а также ликвидации или признания несостоятельным либо объявления о своей несостоятельности, независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенным органам.

      Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа. Последующий залог товаров и транспортных средств, заложенных для обеспечения обязательств перед таможенными органами, не допускается.

      При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя не допускаются продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога, за исключением передачи во владение или пользование предмета залога, помещенного под таможенные режимы переработки.

      При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя таможенный орган вправе:

      а) проверять по документам и фактически наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога;

      б) требовать от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога. Залогодатель обязан принимать такие меры;

      в) требовать от любого лица прекращения посягательства на предмет залога, угрожающего его утратой или повреждением.

      При наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление, не дают достаточной гарантии уплаты таможенных платежей или внесения иных причитающихся сумм, таможенный орган, как правило, принимает решение о заключении договора с оставлением предмета залога у себя (заклад). Предметом заклада могут быть только товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Предмет заклада помещается или остается на складе временного хранения, учредителем которого является таможенный орган, либо помещается на склад таможенного органа, либо помещается на хранение на таможенный склад, учредителем которого является таможенный орган.

      При оставлении предмета залога у себя (закладе) таможенный орган не осуществляет страхования предмета заклада и не пользуется им, а также не извлекает из предмета заклада доходы и иные имущественные выгоды в интересах залогодателя.

      При этом таможенный орган обязан:

      — принимать меры, необходимые для сохранения предмета заклада;

      — известить залогодателя о возникновении угрозы утраты или повреждения предмета заклада;

      — предоставить залогодателю после исполнения им (а при обеспечении уплаты таможенных платежей — или третьим лицом) обеспеченного закладом обязательства либо установления необоснованности заклада, обеспечивающего взыскание штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, возможность забрать предмет заклада;

      — не позднее чем в пятидневный срок после минования надобности в закладе письменно уведомить залогодателя о необходимости забрать предмет заклада в случае, если залогодатель не забрал предмет заклада до истечения указанного срока.

      Если товары и транспортные средства, переданные в качестве предмета заклада, не будут востребованы залогодателем в течение двух месяцев со дня направления ему соответствующего уведомления, таможенный орган помещает такие товары и транспортные средства на склад временного хранения. Срок временного хранения в этом случае определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

      При отсутствии возможности помещения на склады, предмет залога может быть оставлен у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа (твердый залог). Пломба и печать являются средствами таможенной идентификации, отношение к которым и обращение с которыми регулируется положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

      Залогодатель при твердом залоге не вправе пользоваться предметом залога.

      Срок исполнения залогодателем своих обязательств перед таможенными органами не может превышать соответственно срока отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, предельного срока завершения таможенного режима либо наступления срока уплаты суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств.

      Если предмет залога обеспечивает как уплату таможенных платежей, так и сумм штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, то залог сохраняется в первоначальном объеме до полного исполнения залогодателем всех своих обязательств перед таможенными органами.

      В момент наступления срока исполнения обязательств перед таможенными органами, если эти обязательства не будут исполнены, таможенный орган приобретает право обратить взыскание на предмет залога.

      В случае нарушения залогодателем, у которого остается предмет залога, обязанностей по страхованию предмета залога, а равно как обязанностей по принятию иных мер необходимых для сохранения предмета залога, таможенные органы вправе обратить взыскание на предмет залога до наступления срока исполнения обеспеченного залогом обязательства.

      Если предмет залога при залоге с оставлением его у залогодателя утрачен не по вине таможенного органа и залогодатель не восстановил его или с согласия таможенного органа не заменил другим предметом, равным по стоимости, таможенный орган вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства.

      Если возникнет реальная угроза утраты, недостачи или повреждения предмета заклада не по вине таможенного органа, таможенный орган вправе потребовать замены предмета заклада, а при отказе выполнить это требование — обратить взыскание на предмет заклада до наступления срока исполнения обеспеченного закладом обязательства.

      Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного суда, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Реализация предмета залога, на который обращается взыскание, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и с учетом требований гражданского законодательства.

      Реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, если законом не установлен иной порядок.

      По просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом этого имущества, и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки.

      Начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях.

      Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену.

      При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли — продажи.

      При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

      Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

      Если сумма, вырученная от реализации предмета залога, превышает размер обеспеченных этим залогом обязательств перед таможенными органами, разница возвращается залогодателю.

      Если такая сумма является недостаточной, то взыскание недостающих сумм производится в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

      Залогодатель вправе в любое время до момента наступления срока вступления в силу разрешения таможенного органа на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства выполнить обязательства, обеспеченные залогом.

      В этом случае его заявление о помещении товаров и транспортных средств под такой режим считается аннулированным.

      Залогодатель вправе в любое время до момента реализации предмета залога, на который обращается взыскание, прекратить обращение взыскания посредством исполнения обеспеченного залогом обязательства.

      В отношении отдельных категорий предметов, выступающих в качестве предмета залога, может быть применен несколько иной порядок их реализации, который не связан с обращением в суд.

      Под такую особенность подпадают товары, которые, во-первых, находятся под таможенным контролем, и, во-вторых, и были переданы таможенным органам.

      Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с гл. 41 Таможенного кодекса; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

      Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

      Удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном гл. 41 Таможенного кодекса.

      Статья 342. Банковская гарантия

      1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее в настоящей главе — реестр), в порядке, определяемом этим органом.

      2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

      3. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

      4. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

      Комментарий

      Институт банковской гарантии является гражданско-правовым. Так, Гражданский кодекс РФ определяет, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Гражданский кодекс устанавливает следующие положения:

      1) предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство;

      2) банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное;

      3) принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное;

      4) банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное;

      5) предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное;

      6) обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

      а) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

      б) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

      в) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

      г) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

      Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии. При этом законодатель ограничивает круг субъектов данных правоотношений, которые вправе выдавать банковские гарантии.

      К ним можно отнести:

      1) банк;

      2) кредитные организации;

      3) страховые организации.

      При этом к указанным субъектам предъявляется требование включения их в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом. Установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

      К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

      Статья 343. Порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр

      1. Включение банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. Плата за включение банка в реестр не взимается.

      2. Условиями включения банка в реестр являются:

      1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

      2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

      3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей;

      4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;

      5) соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года.

      3. Условиями включения филиала банка в реестр являются:

      1) внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

      2) наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале;

      3) соответствие головного банка условиям включения в реестр или включение его в реестр.

      4. Условиями включения страховой организации в реестр являются:

      1) наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности по видам страхования ответственности, применяемым в таможенном деле;

      2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

      3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей;

      4) осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет;

      5) отсутствие убытков в течение последнего календарного года;

      6) наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного;

      7) наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала.

      5. Для включения в реестр банк, кредитная организация или страховая организация обращаются в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и представляют следующие документы:

      1) банк представляет:

      учредительные документы;

      свидетельство о регистрации юридического лица;

      свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации;

      лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;

      заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка;

      документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

      балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

      отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

      справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;

      копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;

      2) филиал банка дополнительно представляет:

      положение о филиале;

      информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

      заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала;

      3) страховая организация представляет:

      учредительные документы;

      свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности;

      заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации;

      балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

      отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

      расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

      документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

      копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью.

      6. Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий. По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

      7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения, и принимает решение о включении банка, кредитной организации или страховой организации в реестр. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении в реестр только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

      8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы.

      9. Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий, предусмотренных настоящей статьей. Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия.

      10. Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр.

      Комментарий

      Вопрос включения банка или иной организации (заявителя) в реестр рассматривается на основании заявления, составленного по установленной форме, подписанного руководителем и главным бухгалтером и заверенного печатью. Предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения, и принимает решение о включении банка, кредитной организации или страховой организации в реестр. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении в реестр только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы. Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий, предусмотренных настоящей статьей. При этом условиями отказа могут быть случаи, когда:

      сведения, заявленные банком или страховой организацией, являются неполными или недостоверными;

      критерии деятельности заявителя не соответствуют требованиям законодательства;

      в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия. Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр. Комментируемой статьей установлены также:

      1) условия включения банка в реестр;

      2) условия включения филиала банка в реестр;

      3) условия включения страховой организации в реестр;

      4) предусмотрены документы, необходимые для включения в реестр банка, кредитной организации или страховой организации. Представляемые документы должны быть оформлены в соответствии со следующими требованиями:

      копии документов должны быть хорошего качества с ясными оттисками печатей и штампов;

      документы должны быть вложены в твердую папку или плотный конверт;

      к документам должна прилагаться опись с указанием количества страниц в каждом документе.

      Статья 344. Исключение банков, кредитных организаций или страховых организаций из реестра

      1. Банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из реестра по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в следующих случаях:

      ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации;

      отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации;

      неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр;

      неисполнения обязательств по банковской гарантии;

      истечения одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр.

      2. Исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.

      3. Банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год при условии ликвидации причин исключения из реестра.

      Комментарий

      Особенностью комментируемой статьи является то, что она посвящена исключению из Реестра банков и иных кредитных организаций (страховых организаций), который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные указанными юридическими лицами. Установлено, что банк (кредитная организация или страховая организация) исключаются из реестра по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела в случаях:

      1) ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации. Гражданским законодательством предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

      а) в добровольном порядке: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

      б) в принудительном порядке: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица;

      2) отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил, что Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

      а) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

      б) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

      в) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

      г) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

      д) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

      е) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

      ж) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

      з) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;

      и) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

      Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

      а) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

      б) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;

      в) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

      г) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000 — кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

      3) неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр;

      4) неисполнения обязательств по банковской гарантии;

      5) истечения одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр.

      При этом необходимо отметить, что исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий. Банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год при условии ликвидации причин исключения из реестра.

      Статья 345. Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог)

      1. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.

      2. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

      3. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога.

      4. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса или по желанию плательщика — использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

      5. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.

      Комментарий

      При применении правил комментируемой статьи необходимо отметить, что:

      1) комментируемая статья посвящена денежному залогу. Законодателем установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (в данном случае денежные средства) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество, за изъятиями, установленными законом. Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает. Залог возникает в силу договора. Залог возникает также на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается находящимся в залоге;

      2) институт денежного залога — это один из способов обеспечения уплаты таможенных платежей;

      3) внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в порядке денежного залога производится:

      а) в валюте Российской Федерации;

      б) в иностранной валюте (курс котируется Центральным банком Российской Федерации).

      Установлено, что проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат:

      1) по желанию плательщика — использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей;

      2) для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами;

      3) возврату в соответствии со ст. 357 настоящего Кодекса. Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства.

      По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат. Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

      Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (п. 5 ст. 345) в валюте платежа. В случае уплаты сумм денежного залога в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой валюте вправе возвратить такой залог в иной иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, либо по желанию плательщика в валюте Российской Федерации. Для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка Российской Федерации на день возврата сумм денежного залога.

      Если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа наличными деньгами, по желанию плательщика возврат денежного залога может быть осуществлен в безналичном порядке на счет, указанный плательщиком. Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 настоящего Кодекса. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

      В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со ст. 357 настоящего Кодекса. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.

      Статья 346. Поручительство

      Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

      Комментарий

      По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Установлено, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. Лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Комментируемая статья предусматривает, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать:

      1) таможенные брокеры;

      2) владельцы складов временного хранения;

      3) владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли;

      4) иные лица.

      Статья 347. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей

      1. В случаях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      Комментарий

      Страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Таким образом, отношения являются страховыми при наличии в них четырех необходимых элементов:

      1) интереса, подлежащего защите;

      2) события, на случай наступления которого производится защита;

      3) денежных фондов, которые служат для осуществления защиты;

      4) платы за защиту (премии).

      Отношения, в которых отсутствует хотя бы один из этих элементов, не могут быть признаны страховыми:

      а) интерес, подлежащий страховой защите, не всегда должен быть связан с правами на что-либо и не обязательно, чтобы имелось нечто, что могло бы быть физически утрачено. Страховой интерес имеется, если заинтересованное лицо получает определенные выгоды и преимущества от того, что предмет интереса существует и сохраняется в неизменном состоянии, т. е. если между заинтересованным лицом и предметом интереса имеются такие связи, что в результате воздействия опасности, от которой страхование производится, заинтересованному лицу причиняется вред. Существование страхового интереса должно доказываться. Однако законодатель сохранил эту обязанность доказывания только для страхования имущества. Для остальных видов страхования существование страхового интереса признается на основании закона и изданного в соответствии с ним подзаконного акта путем выдачи уполномоченным органом лицензии страховщику на страхование определенного вида;

      б) событие, на случай наступления которого производится страхование, должно обладать признаками вероятности и случайности. Наступление события признается случайным, если участники страховых отношений не знали и не должны были знать о его наступлении. Иными словами, вопрос о случайности — это вопрос об информированности. Лицами, для которых событие должно быть случайным, являются страховщик и страхователь. Наступление страхового случая и его случайный характер также подлежат доказыванию;

      в) имущество, составляющее страховые фонды (резервы), сформированные из части страховой премии, имеет особый правовой режим. Оно является объектом не только гражданских, но в большей степени финансовых прав и обязанностей. Участники страховых отношений, реализуя свои права и исполняя обязанности, должны помнить, что их права и обязанности носят не только гражданско-правовой, но и финансово-правовой характер;

      г) страховая премия.

      Комментируемая статья устанавливает, что в случаях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     
Услуги таможенного брокера
   
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!