Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
Статья 378. Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля
1. Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.
2. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
3. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.
В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
4. Срок проведения экспертизы не должен превышать:
сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
один год в иных случаях.
5. Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.
6. Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.
Комментарий
Нормативной базой, регулирующей данный вопрос, является Инструкция о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований; Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России»; Приказ ГТК РФ от 23 мая 2002 г. № 515 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».
Комментируемой статьей предусмотрен порядок проведения экспертизы, назначаемой при осуществлении таможенного контроля.
В качестве основания проведения данного действия называется наличие вопросов, возникающих при осуществлении таможенного контроля для разъяснения которых необходимы специальные познания. Помимо этого основанием назначения экспертизы или исследования является необходимость использования специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного оформления, таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам, ведении производства и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.
Экспертиза может проводиться экспертами таможенных лабораторий. Если таможенная лаборатория не может провести экспертизу по каким-либо причинам, ее проведение можно поручить другим экспертным организациям, либо другим экспертам, назначаемым таможенными органами. При этом, п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в качестве эксперта может быть назначено любое лицо, которое обладает необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны выходить за пределы его специальных познаний. Отметим, что эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы не достаточны или поставленный вопрос выходит за рамки его компетенции.
Отметим, что при назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что организация, которой поручается проведение экспертизы, правомочна осуществлять такую деятельность (например, таможенная организация должна выяснить наличие лицензии на данный вид деятельности, аттестата аккредитации и др.), а также в том, что в ней есть сотрудники соответствующего профиля, которые имеют требуемые документы (сертификат, удостоверение, свидетельство и т. п.), и в том, что она располагает научно-техническими возможностями для проведения необходимых исследований.
Согласно Инструкции о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований» (далее Инструкция), при проведении экспертиз или исследований в отношении товаров на разрешение сотрудника таможенной лаборатории, в том числе эксперта, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
— характеристик для определения кода товара согласно ТН ВЭД России;
— места происхождения;
— свободной (рыночной) стоимости;
— идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;
— физических и химических свойств, состава;
— марки, сорта, вида и качества;
— технологии производства;
— источников сырья для производства;
— норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;
— принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;
— эксплуатационной и экологической безопасности;
— принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и других данных.
Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление. Пункт 3 рассматриваемой статьи содержит перечень требований, которые здесь же указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Статья 379. Заключение эксперта
1. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
2. В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
3. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.
4. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.
5. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.
Комментарий
По результатам экспертизы оформляется заключение эксперта. В вводной части заключения содержится краткое описание обстоятельств дела, по которому назначена экспертиза, сведения о таможенном органе, назначившим экспертизу, правовых основаниях назначения, экспертном учреждении и лице, производившем экспертизу, род и вид экспертизы, описываются поступившие на экспертизу материалы, а также вопросы вынесенные на разрешение эксперта. В исследовательской части заключения подробно описывается состояние представленных на экспертизу объектов, излагается процесс исследования с описанием его методики. В последней части заключения излагаются выводы, т. е. даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. Отметим, что если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Возможна такая ситуация, когда должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, несогласно с заключением эксперта. В данном случае мотивировка несогласия должна быть отражена в постановлении, вынесенном по окончании рассмотрения дела.
Согласно Инструкции основаниями для несогласия должностного лица таможенного органа с заключением эксперта или результатом исследования, могут являться:
— нарушение при проведении экспертизы или исследования требований таможенного, административного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и других нормативных актов, регламентирующих проведение экспертиз или исследований;
— дополнительные сведения об эксперте (образование, опыт работы, специальная профессиональная подготовка, наличие оснований для отвода от участия в качестве эксперта и др.), вызывающие сомнения в его компетентности или незаинтересованности в исходе дела;
— необоснованность выводов заключения, сомнения в их научной достоверности, существенные противоречия с другими источниками доказательств по одним и тем же фактам;
— выход эксперта за пределы его специальных познаний.
При получении таможенным органом заключения эксперта или результата исследования, в таможенную лабораторию в течение 15 дней направляются сведения по результатам проведенной экспертизы или исследования, а в случае невозможности направления сведений в указанный срок, они должны быть представлены незамедлительно после принятия решения по делу.
Статья 380. Дополнительная и повторная экспертизы
1. При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.
2. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.
3. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями 378 и 379 настоящего Кодекса.
Комментарий
Комментируемая статья настоящего Кодекса раскрывает порядок проведения дополнительной и повторной экспертиз.
В ч. 1 ст. 87 АПК РФ говорится, что не всегда полученное заключение эксперта дает ответы на поставленные вопросы. Причинами тому могут быть разные обстоятельства. Порой сам уровень используемой методики исследования не позволяет получить необходимые результаты.
Иногда заключение эксперта нечеткое либо в заключении содержатся противоречия, несколько экспертов, проводивших экспертизу, не смогли прийти к единому мнению и т. д. В этих случаях и назначают дополнительную или повторную экспертизу.
Важно отметить, что новый АПК РФ предусматривает возможность проведения повторной и дополнительной экспертизы и при этом указанная выше статья дает четкое разграничение между дополнительной (ч. 1 ст. 87 АПК) и повторной (ч. 2 ст. 87 АПК) экспертизой. Повторная и дополнительная экспертизы отличаются по ряду параметров.
В ч. 1 комментируемой статьи указано основание для назначения дополнительной экспертизы. Этим основанием является недостаточная ясность или недостаточная полнота заключения эксперта, а также возникновение вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела и проводится она тем же самым экспертом или другим экспертом.
Основание для назначения повторной экспертизы — возникновение сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличие противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов. Важно отметить также, что повторная экспертиза проводится другим экспертом или другой комиссией экспертов (ч. 2 ст. 380 настоящего Кодекса).
Из сказанного очевидно, что повторная экспертиза требует более тщательного исследования, чем дополнительная.
Также о проведении дополнительной и повторной экспертизах указано в ст. 207 УПК от 18 декабря 2001 г.; ст. 87 ГПК от 14 ноября 2002 г.; ст. 20 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 ноября 2001 г. № 73.
В соответствии со ст. 378 Таможенного кодекса для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.
При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
О назначении экспертизы выносится постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.
Следует отметить, что расходы на проведение экспертиз возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.
Также в соответствии со ст. 379 настоящего Кодекса на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени и в нем указывает время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Статья 381. Права и ответственность эксперта
1. Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;
3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;
4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;
5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
2. Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Комментарий
В комментируемой статье в ч. 1 перечислены права эксперта по проведению им экспертиз.
Также эксперт вправе включить выводы в свое заключение, если при проведении экспертизы были установлены имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы (ст. 379 настоящего Кодекса).
В ч. 2 комментируемой статьи говорится об ответственности эксперта за разглашение информации, которая была им получена при проведении экспертизы или при ее подготовке.
Должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит постановление о назначении экспертизы и в нем помимо перечисленных в ч. 3 ст. 378 настоящего Кодекса оснований также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Статья 382. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы
1. При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:
1) мотивированно заявлять отвод эксперту;
2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;
3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) брать пробы и образцы товаров (статья 383);
6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;
7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.
При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.
Комментарий
Назначив проведение экспертизы, должностное лицо, обязано уведомить об этом декларанта либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей, ознакомить с вынесенным постановлением и разъяснить их права при проведении экспертизы.
Комментируемая статья как раз и посвящена правам названных лиц при назначении и производстве экспертизы.
Особенность рассматриваемой статьи, равно как и особенность всего процесса назначения экспертизы, свойственная таможенному законодательству, проявляется в том, что характеризуемые анализируемой нормой права должны быть реализованы непосредственно до начала проведения экспертизы. О чем лицо должно подать ходатайство на имя лица, вынесшего постановление о назначении экспертизы.
В числе прав указанных лиц законодатель на первое место выводит — заявление отвода эксперту. Отвод, заявленный декларантом обязательно должен быть мотивированным. К числу обстоятельств которыми может быть мотивирован отвод можно назвать: некомпетентность эксперта, его зависимость от участников таможенного контроля. Некомпетентность эксперта может выражаться в отсутствии у него соответствующего образования, того уровня знаний, опыта, который необходим для дачи обоснованного заключения.
Говоря о зависимости эксперта, подразумевается его служебная либо иная личная зависимость, которая может повлиять на объективность заключения.
Отвод может быть заявлен, как одному эксперту, так и всему экспертному учреждению в целом.
При заявлении отвода эксперту инициатору постановки вопроса об отводе разъясняются основания отвода и порядок разрешения вопросов об отводе. Отвод эксперту может быть заявлен сразу же после ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, если эксперт к этому времени известен, или после ознакомления с результатами экспертизы. При удовлетворении отвода эксперт заменяется другим. Отвод эксперта, последовавший после проведения экспертизы, влечет за собой проведение повторной экспертизы. Решение об отклонении ходатайства сообщается заявителю. Одновременно ему разъясняют порядок обжалования.
При ходатайствах о привлечении в качестве экспертов конкретных лиц, заявленных декларантом, необходимо проверить компетентность и объективность предложенных экспертов. Если компетентность и объективность этих лиц не вызывает сомнений, ходатайство может быть удовлетворено. В остальных случаях оно отклоняется — в том числе и потому, что характер и объемы исследования не требуют увеличения числа экспертов.
Закон предусматривает возможность ходатайства о передаче производства экспертизы в другое учреждение, однако, и не препятствует этому. В ходатайстве может называться конкретное учреждение, но может содержаться просьба о передаче экспертизы из данного учреждения в любое другое. Необходимо проверить обоснованность такой просьбы, возможности учреждений в проведении назначенной экспертизы, наличие специалистов, соответствующих профилю экспертизы. Разрешение ходатайства зависит от полученных результатов.
При рассмотрении ходатайства о включении в постановление о назначении экспертизы дополнительных вопросов следует оценить их обоснованность. Если они обоснованны, следователь может оказать помощь в их формулировании и включить в постановление. Так же надо поступить, когда декларант просит уточнить вопросы, имеющиеся в постановлении.
Присутствие декларанта при проведении экспертизе, способствует полноте и объективности экспертного исследования и заключению эксперта. Присутствие декларанта при проведении экспертизы возможно исключительно с согласия должностного лица, ее назначившего.
Порядок изъятия проб и образцов, а равно оформление этого изъятия предусмотрен в ст. 383 Таможенного кодекса РФ. Получение декларантом проб и образцов возможно с письменного согласия на это со стороны таможенного органа.
Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается заинтересованным лицам, в случае, если такое взятие: не затрудняет проведение таможенного контроля; не изменяет характеристик товаров; не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Должностные лица, таможенных органов вправе присутствовать при изъятии проб и образцов, производимое декларантом.
Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими лиц, указанными в комментируемой статье.
Декларант и иные лица имеют право знакомится с заключением эксперта или с сообщением о невозможности дать такое заключение. Время ознакомления определяет должностное лицо таможенного органа, но оно проводится еще до окончания расследования. После ознакомления декларант может заявлять ходатайства, в том числе и о дополнительном проведении экспертизы или о повторном ее проведении.
При заявлении ходатайства о назначении производства дополнительной или повторной экспертизы, таможенный орган обязан разъяснить декларанту положение ст. 380 ТК РФ.
Статья 383. Пробы и образцы
1. Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.
В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
2. Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи 398 настоящего Кодекса, и сотрудники других государственных органов.
3. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в случае, если такое взятие:
не затрудняет проведение таможенного контроля;
не изменяет характеристик товаров;
не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
4. При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.
Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.
5. Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.
6. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
7. Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.
8. Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 372 настоящего Кодекса. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.
9. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
10. Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
11. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
Комментарий
Комментируемая статья регламентирует процедуру получения проб и образцов, необходимых для проведения экспертного исследования в рамках осуществления таможенного контроля.
Основанием изъятия проб и образцов является необходимость проведения экспертного исследования, получения как можно в короткие сроки полного и объективного заключения.
Правовым основанием изъятия проб и образцов служит, постановление о назначении экспертизы.
Получение проб и образцов, как правило, не требует наличия специальных знаний. Однако, принимая во внимание сложность назначаемой экспертизы, особенность представленных на нее объектов должностное лицо таможенного органа может пригласить к участию в изъятии эксперта либо специалиста.
Порядок привлечения указанных лиц к рассматриваемой процедуре регламентирован ст. 384 ТК РФ.
Получение проб и образцов оформляется отдельным актом, составляемым таможенным органом по установленной форме. Форма акта об изъятии утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах — один остается у таможенного органа, второй передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров находящихся под таможенным контролем.
Правом на получение проб и образцов обладают: таможенные органы, декларант, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, сотрудники иных государственных органов. Причем иные, за исключением таможенных органов, вправе отбирать пробы и образцы с разрешения последних.
В случае изъятия проб и образцов иными, нежели таможенные органы, лицами законодатель устанавливает ряд условий.
— подобное изъятие никоим образом не должно затруднять проведение таможенного контроля;
— производимое изъятие не должно быть направлено на изъятие характеристик товаров;
— изъятие проб и образцов не должно повлечь за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— при взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары;
— при изъятии проб и образцов, производимом декларантом вправе присутствовать декларант;
— декларант и иные лица при получении проб и образцов обязаны поставить в известность об этом таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль.
В общем, изъятие проб и образцов при осуществлении таможенного контроля подчинено следующим правилам:
— пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования;
— декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки;
— декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов;
— должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей в случаях, строго предусмотренных законом. В числе таких случаев законодатель называет:
1) неявку указанных лиц по истечении установленного срока;
2) существование угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
3) пересылку товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ);
4) оставление на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.
— по окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
Статья 384. Участие специалиста при проведении таможенного контроля
1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.
2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
3. Специалист в праве:
1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;
3) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.
4. Специалист обязан:
1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
5. Полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.
Комментарий
Комментируемая статья определяет правовой статус специалиста как иного, помимо декларанта и таможенного органа, участника проведения таможенного контроля.
Специалист также как и эксперт обладает специальными знаниями, в которых порой возникает необходимость при проведении таможенного контроля. Однако на этом их сходство и заканчивается.
Под специалистом следует понимать физическое лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для проведения таможенного контроля и приглашенное с этой целью для его осуществления.
Следует отметить тот факт, что хотя и в статье прямо не оговаривается правомочное лицо, приглашающее специалиста, однако можно предположить, что им могут быть, как должностное лицо таможенного органа, так и декларант либо иные заинтересованные лица.
В отличие от эксперта специалист должен обладать не только знаниями, но и определенными навыками их применения.
В отличие от эксперта специалист по результатам своей деятельности не делает заключения. Мнение специалиста не может быть приравнено к заключению эксперта.
Роль специалиста заключается в содействии таможенным органам при осуществлении таможенного контроля. Он обращает их внимание на обстоятельства, которые могут иметь значение для дела; оказывает техническую помощь; дает разъяснения, консультации по поводу выполняемых им действий и по другим вопросам, требующим специальных знаний и навыков; участвует в проведении ревизий, проверок и инвентаризаций.
Приглашение и дальнейшее участие в деле специалиста основывается на заключенном между ним и таможенным органом договором. Порядок, форма, правила и иные требования к такому договору определяются положениями гражданского законодательства, посвященными договорам об оказании услуг.
Основная функция специалиста — участие в осуществлении таможенного контроля, в различных его формах (чаще всего это осмотр, досмотр, проведение ревизий). В связи, с чем комментируемая статья строго определяет пределы прав специалиста. Его прав так или иначе связаны с теми действиями, для осуществления которых он и привлекается. Это еще одно отличие последнего от эксперта.
Исчерпывающий характер носят не только права, но и обязанности специалиста. Так по смыслу комментируемой статьи специалист обязан:
— участвовать в совершении действий, требующих специальных познаний;
— давать пояснения по поводу совершаемых действий;
— удостоверять своей подписью факт совершаемых им действий, их содержание и результаты;
— не разглашать, а равно использовать иным образом полученную в результате проведения таможенного контроля информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну. Следует обратить внимание на то, что перед началом осуществления своих функций специалист должен быть предупрежден об ответственности за нарушение вышеназванной обязанности, что обязательно должно найти отражение в договоре.
Специалист в связи с производством необходимых входе осуществления таможенного контроля действий имеет право на возмещение понесенных расходов. Такие расходы возмещаются ему лицом, пригласившим его к участию в осуществлении таможенного контроля. Если в числе последнего выступает должностное лицо таможенного органа, то расходы специалиста возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Специалистам возмещаются понесенные ими, в связи с проведением действий необходимых для осуществления таможенного контроля, расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные.
Кроме того, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению таможенного органа, декларанта либо иного лица работу, если эта работа не входила в круг их обязанностей в качестве работников государственных учреждений. Размер вознаграждения, а равно иные расходы определяются договором, заключаемым между специалистом и пригласившим его лицом.
Статья 385. Привлечение специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля
1. Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
2. Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий
В комментируемой статье настоящего Кодекса говорится о том, что таможенные органы могут привлекать специалистов других органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
Использование отдельных форм и методов таможенного контроля (личного досмотра, проверки системы учета и отчетности и др.), досмотр некоторых видов товаров и транспортных средств (сырья, минералов, военной техники и т. д.) невозможны без специальных знаний в различных областях науки и техники.
Сами таможенники в ряде случаев не располагают необходимыми специальными познаниями, они вынуждены обращаться к услугам профессионалов в соответствующей сфере.
Запрос таможенного органа о привлечении необходимого специалиста или эксперта является обязательным для исполнения руководителем государственного органа, предприятия, учреждения или организации, где работает этот специалист или эксперт.
В ч. 2 комментируемой статьи указаны расходы, связанные с привлечением специалистов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. № 666 «Об утверждении Положения о возмещении расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемым для оказания содействия в проведении таможенного контроля» специалистам возмещаются расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.
В свою очередь расходы на проезд включают в себя:
— стоимость проезда до места вызова и обратно;
— страховые взносы по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;
— оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;
— затраты на пользование постельными принадлежностями на железнодорожном транспорте;
— стоимость проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу.
Возмещение специалистам этих расходов производится на основании проездных документов, но не выше стоимости проезда.
Возмещение специалистам расходов по найму жилого помещения и выплата суточных за дни прибытия по вызову в таможенный орган, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производятся в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Данные выплаты специалистам производятся по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, который привлек этих лиц для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
Специалистам сохраняется также средняя заработная плата по основному месту работы (службы) на период их привлечения для оказания содействия в проведении таможенного контроля.