На главную страницу...   Информационный раздел...   Услуги таможенного брокера     Хотите с нами связаться? Это здесь!
TURKCEРусская версия...
       
english...
     
   
 
тел.
   
На главную страницу...
Наши партнеры...

      Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров

      Статья 393. Основания приостановления выпуска товаров

      1. Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель). Предусмотренные настоящей главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

      2. Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Комментарий

      Под интеллектуальной собственностью в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности — исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

      Таможенные органы, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

      Таможенному оформлению подлежит не сама интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий объект интеллектуальной собственности, т. е. материальный носитель с записанной информацией.

      Часть вторая комментируемой статьи предусматривает возможность правообладателя, несмотря на меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 394. Подача заявления правообладателем и порядок его рассмотрения

      1. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

      2. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:

      о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, — также о представителе;

      об объекте интеллектуальной собственности;

      о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

      о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой.

      К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

      Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав.

      3. Порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

      4. К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров.

      5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой или об отказе в принятии таких мер.

      В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.

      Решение об отказе в принятии мер в соответствии с настоящей главой принимается в случае представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений, а также несоблюдения им требования, установленного пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса.

      О принятом решении правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

      6. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

      Комментарий

      Правообладатель или иное лицо, представляющее интересы правообладателя (далее — заявитель), которое имеет достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу нарушены или могут быть нарушены его права на объект интеллектуальной собственности, вправе подать заявление о защите прав интеллектуальной собственности в центральный таможенный орган с просьбой приостановить выпуск контрафактных товаров. Порядок подачи заявления, представления необходимых сведений и документов определяется центральным таможенным органом.

      Центральный таможенный орган принимает решение о внесении объекта интеллектуальной собственности в реестр, а в случае несоблюдения заявителем установленных требований либо представления неполных или недостоверных сведений — об отказе во внесении в реестр, уведомляя заявителя о принятом решении в срок, определяемый национальным законодательством.

      Порядок ведения реестра, его доведения до таможенных органов и заявителей определяется центральным таможенным органом.

      Контрафактные товары — товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, географические указания), созданные и/или перемещаемые через таможенную границу с нарушением прав правообладателя, предусмотренных национальным законодательством.

      К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 настоящего Кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой или об отказе в принятии таких мер.

      В целях проверки достоверности представленных заявителем сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения, которые должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения запроса. Указанный срок рассмотрения заявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, может быть продлен, но не более чем до двух месяцев.

      В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, заявитель обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

      Статья 395. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

      1. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее в настоящей главе — реестр). За включение в реестр плата не взимается.

      Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом указанным органом.

      2. Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей.

      3. Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

      по желанию правообладателя (его представителя);

      при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

      по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;

      если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров (статья 397) не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав.

      4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.

      Комментарий

      Реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, — перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с национальным законодательством государства, составляемый центральным таможенным органом для целей таможенного контроля на основе заявлений правообладателя или лица, которое представляет интересы правообладателя, и включающий в себя информацию, которая позволяет таможенным органам выявлять контрафактные товары, перемещаемые через таможенную границу (наименование объекта интеллектуальной собственности; основание приобретения права интеллектуальной собственности; наименование и юридический адрес правообладателя и лиц, имеющих разрешение или лицензию на право использования данного объекта интеллектуальной собственности; места изготовления подлинного товара и данные об их производителях; описание, страну происхождения, способ транспортировки, наименование импортеров и/или экспортеров предположительно контрафактной продукции и т. д.).

      Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иному лицу, выступающему в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с настоящим Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

      Статья 396. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

      Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя (его представителя), но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 394 и пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

      Комментарий

      В данной комментируемой статье указан срок, в течении которого таможенные органы принимают меры по приостановлению выпуска товаров.

      В соответствии со ст. 394 настоящего Кодекса правообладатель вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Оно может быть подано от имени правообладателя его представителем.

      Такое заявление должно содержать следующие сведения:

      — о правообладателе (или его представителе);

      — об объекте интеллектуальной собственности;

      — о товарах, являющихся контрафактными;

      — о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры.

      К заявлению также прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав и другие документы.

      В том случае, если заявление подается представителем, к указанному выше заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

      Он в свою очередь может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением факта нарушения его прав.

      Следует отметить, что федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела рассматривает заявление в срок, который не превышает одного месяца со дня поступления заявления (ч. 5 этой же статьи ТК РФ).

      Однако таможенные органы вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев и вправе запрашивать у третьих лиц документы, подтверждающие сведения. А эти лица в свою очередь обязаны в 10-дневный срок со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.

      Решение об отказе в принятии мер принимается при представлении правообладателем (его представителем) недостоверных сведений.

      О принятом решении эти лица уведомляются в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

      Статья 397. Приостановление выпуска товаров

      1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.

      Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

      2. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) — наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

      3. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

      Комментарий

      Приостановление выпуска товаров — продление таможенными органами срока принятия решения о выпуске товаров, перемещаемых через таможенные границы государств, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

      Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

      Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя):

      — о приостановлении выпуска товаров;

      — о причинах и сроках такого приостановления;

      — сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) — наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

      Статья 398. Предоставление информации. Взятие проб и образцов

      1. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

      2. По запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      3. Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      Комментарий

      В случае, если при предъявлении таможенному органу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в реестр, таможенный орган обнаруживает признаки того, что товары могут являться контрафактными, выпуск таких товаров приостанавливается.

      В этом случае таможенный орган может по своей инициативе требовать от заявителя предоставления на безвозмездной основе любой информации или помощи, включая техническую экспертизу и оборудование, в целях определения того, являются ли подозреваемые товары контрафактными.

      Статья 399. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров

      1. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации органа не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

      2. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

      1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

      2) объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

      3. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

      4. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в письменной форме. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом (глава 16).

      Комментарий

      Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене по истечении срока приостановления выпуска товаров, если правообладатель (его представитель) не примет необходимых мер для установления факта контрафактности в сроки, установленные настоящей главой, решение о приостановлении выпуска подлежит отмене, а товары подлежат таможенному оформлению и выпуску.

      Выпуск товаров не может служить препятствием для обращения правообладателя в уполномоченные законодательством органы о защите его прав на объекты интеллектуальной собственности.

      Статья 400. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

      Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

      Комментарий

      Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, а также в соответствии с национальным законодательством, могут не применяться таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенным режимом «транзита», в незначительном количестве, а также ввезенных на законных основаниях на таможенную территорию государства правообладателем, выпущенных по его согласию в обращение, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при условии соблюдения иных требований, контроль за которыми возложен на таможенные органы.

     
Услуги таможенного брокера
   
Информационный раздел...
Дайджест - периодическое издание, специализирующееся на перепечатке материалов из других изданий.  
В этом разделе мы осветили наиболее востребованные законы и приказы, а так же необходимые всем участникам ВЭД, международные конвенции и соглашение, которые регулируют таможенные вопросы, связанные как с таможенным перемещением, в частности международные грузоперевозки, так и с таможенным оформлением импортно-экспортных грузов.
Обучение...
Возник вопрос? Нужна справка? Таможенный брокер «Антор» предлагает Вашему вниманию СПРАВОЧНИК – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д.), удобном для их быстрого отыскания, который мы будем периодически пополнять полезной информацией, так необходимой в таможенном, транспорто – логистическоми деле.
Встретили незнакомый термин? Тогда Вам сюда...
Хотите с нами связаться? Это здесь!
Наши вакансии...
Схема проезда...
Вопросы - Ответы...
   
оглавленеие...
 
 
 
На главную... Информационный раздел... Услуги таможенного брокера Хотите с нами связаться? Это здесь!