Раздел V. Таможенные органы
Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
Параграф 1. Таможенные органы
Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации
1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Комментарий
Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Они по своему характеру являются правоохранительными, действующими от имени государства и наделенными властными полномочиями, выполняющими функции в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях управления с помощью присущих им форм и методов деятельности.
Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется указом Президента РФ. Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Они и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач. Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 402. Система таможенных органов
1. Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
2. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
3. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
4. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Комментарий
может быть отнесена Чкаловская таможня, организованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни. Сейчас Чкаловская таможня обслуживает все аэродромы военно-транспортной авиации в Московской области.
Другим примером специализированной таможни является Энергетическая таможня, созданная в городе Москве в целях усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу. Энергетическая таможня подчинена ГТК. Энергетической таможне подконтрольны таможенные посты и отделы таможенного оформления других таможен, осуществляющие Становление единой системы таможенных органов России было сопряжено с конкретными политическими, экономическими и социальными переменами, происшедшими в нашей стране в начале 90-х гг. Эти перемены обусловлены распадом СССР на ряд независимых государств, становлением новой российской государственности, переходом экономики страны на условия рыночных отношений и связанной с этим либерализацией внешнеэкономической деятельности. Все эти факторы в совокупности привели к выделению таможенных органов в самостоятельную государственную структуру с приданием им мощных рычагов правотворчества, правоприменения и правоохраны.
Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
Эта система имеет четыре звена: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты. Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ст. 402 ТК РФ.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.
С точки зрения масштабов территориальной деятельности система таможенных органов подразделяется на два уровня:
— к первому относится орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (будем называть его Государственный таможенный комитет — ГТК), который осуществляет непосредственное руководство этой деятельностью в стране;
— ко второму — все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона.
ГТК России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ГТК России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
ГТК России
— самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы: создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни, регулирует их правовой статус;
— осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует мероприятия по развитию таможенной инфраструктуры, таможенного дела в целом за счет поступающих на эти цели таможенных сборов;
— контролирует соблюдение должностными лицами таможни процессуальных норм при производстве по делам о контрабанде, нарушениях таможенных правил и законодательства о налогах, рассматривает жалобы и протесты на постановления таможенных органов о таких нарушениях.
Должностные лица ГТК организуют сотрудничество с правоохранительными органами, другими федеральными министерствами и ведомствами, взаимодействуют с таможенными службами зарубежных стран. ГТК издает приказы, распоряжения, указания и др.
Основные задачи ГТК России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся: к обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов России; организации применения и совершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с названными задачами деятельность ГТК России можно разделить на определенные группы:
— организационную;
— фискальную;
— таможенного оформления и таможенного контроля;
— правоохранительную;
— по ведению таможенной статистики;
— защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела;
— международному сотрудничеству в сфере таможенного дела;
— реализации кадровой и социальной политики в сфере таможенного дела.
Общие задачи таможенных органов решаются во всех звеньях таможенной системы, при этом ведущая роль в их осуществлении принадлежит ГТК. Помимо этих общих вопросов, ГТК решает и ряд специфических задач, связанных с руководством таможенной службой и развитием таможенного дела. Управленческая деятельность ГТК сосредоточена прежде всего на взаимоотношениях с подчиненными таможенными органами. В отдельных случаях ГТК может вступать в непосредственные отношения с физическими лицами и должностными лицами организаций (например, когда должностные лица ГТК проводят дознание по факту контрабанды).
Основной объем оперативной работы по руководству деятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТК России, сформированные по функциональному признаку.
Возложенные на него задачи ГТК выполняет непосредственно, а также через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
Региональные таможенные управления. Необходимость промежуточного звена таможенного управления объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями на местах из одного центра в российских масштабах невозможно. В настоящее время территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах. Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов ГТК.
В непосредственном подчинении управления находятся расположенные на территории данного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК. В оперативном подчинении управления находятся входящие в систему ГТК и расположенные на территории региона таможенные лаборатории, учебные заведения и другие организации, за исключением организаций, непосредственно подчиненных ГТК. Основными задачами РТУ являются:
— реализация таможенной политики России на территории подведомственного региона;
— разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России;
— разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны;
— обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов;
— организация таможенного дела в подведомственном регионе; обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
— организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;
— руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов;
— обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей;
— содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона и ряд других.
Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России.
Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник правового отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России.
Так же как и в ГТК России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. Решения коллегии РТУ, так же как и решения Коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.
РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется из средств федерального бюджета.
Составляют же организационный фундамент системы таможенных органов России таможни. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК и непосредственным руководством регионального таможенного управления, которому подчинена таможня. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется решением ГТК. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК.
ГТК определяет также регион деятельности таможни (подведомственный регион). В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.
Границы, в которых осуществляется деятельность таможни, могут как совпадать, так и не соответствовать границам административно - территориального деления.
Вплоть до начала 1990-х гг. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей чрезмерно усилила нагрузку на пограничные таможни. Для снятия напряжения началось создание внутренних таможен. Рост их числа объясняется еще и тем, что пограничные таможни технически не в состоянии оперативно решить ряд важных вопросов (установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и др.). Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.
Условно их функции можно разделить на три взаимозависимые группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические.
Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.
Таможни подразделяются на так называемые пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые — в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.
Деление таможен Российской Федерации на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.
Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.
Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическому лицу атрибутами.
Согласно действующему законодательству в единую систему таможенных органов России также входит таможенный пост, который является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.
По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в соответствии с решением ГТК он может быть наделен статусом юридического лица. В этом случае таможенный пост имеет самостоятельный баланс, текущие счета по федеральному бюджету, суммы по поручениям, другие счета в банках, наделяется правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет региональное управление. Таможенный пост со статусом юридического лица или подчиненный непосредственно ГТК либо таможне, которая в свою очередь непосредственно подчинена ГТК, создается, реорганизуется и ликвидируется решением ГТК.
Основные задачи таможенного поста:
— непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;
— применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;
— осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
— применение в пределах своей компетенции таможенно-тарифного механизма к товарам, перемещаемым через таможенную границу;
— осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил.
Таможенный пост наделяется правами, во многом схожими с правами регионального управления и таможни. Обладание частью прав ставится в зависимость от правового статуса таможенного поста. Только таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет право быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде; заключать в пределах своей компетенции и выделенных денежных средств с организациями и гражданами, договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, и т. д.
Таможенный пост возглавляет начальник. Его назначение на должность и освобождение от должности осуществляется:
— приказом ГТК — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ГТК;
— начальником управления — в отношении таможенного поста, -подчиненного непосредственно региональному управлению;
— приказом управления по представлению начальника таможни в отношении таможенного поста, подчиненного таможне;
— начальником таможни — в отношении таможенного поста, находящегося в ведении таможни, непосредственно подчиненной ГТК.
Типовая структура и типовая штатная численность таможенного поста утверждаются ГТК. Конкретная структура, конкретная штатная численность таможенного поста утверждаются вышестоящим таможенным органом. Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузов и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до ста и более.
В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы: специализированные РТУ, специализированные таможни и специализированные таможенные посты. Специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществлением тылового обеспечения деятельности таможенных органов).
Первое специализированное региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. В настоящее время их уже более десяти. В последнее время стали создаваться специализированные таможни. К их числу таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, специализируются на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров еще много.
В целях реализации законодательства о маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию, учреждены специальные таможенные посты. Акцизный таможенный пост входит в единую систему таможенных органов, является юридическим лицом и непосредственно подчиняется региональному управлению. Регионом деятельности акцизного таможенного поста является регион деятельности управления.
Создание, реорганизация и ликвидация акцизного таможенного поста производятся ГТК по представлению регионального управления.
Основными функциями акцизного таможенного поста являются:
— прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизного сбора и специальных марок;
— контроль поступлений денежных средств на покупку марок и перечисление их на счета ГТК;
— обеспечение безопасности хранения марок;
— формирование заявок на изготовление марок и направление их в ГТК;
— обеспечение безопасности транспортировки и хранения марок;
— прием от импортеров обязательства о фактическом ввозе товаров, подлежащих маркировке;
— ведение журнала учета внешнеторговых операций, связанных с ввозом подакцизных товаров, подлежащих маркировке;
— осуществление таможенного оформления маркированных товаров;
— другие задачи.
В системе таможенных органов функционируют таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия, организации учреждения, подведомственные ГТК РФ. Их основное предназначение — создавать условия для выполнения таможенными органами их основных задач и функций. ГТК РФ и другие компетентные органы определяют профиль предприятий, организаций и учреждений системы таможенных органов и их местонахождение, учреждают уставы и положения, назначают на должность и освобождают от должности руководителей, устанавливают госзаказы и доводят их до исполнителей, принимают решения о реорганизации или ликвидации.
Статья 403. Функции таможенных органов
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
8) ведут таможенную статистику внешней торговли;
9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Комментарий
Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. ТК РФ в ст. 403 определенно 11 основных.
Основными критериями классификации функций являются объект и субъект управления.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, в систему которых входят: ГТК России; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).
Основные функции таможенных органов России:
— участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;
— защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России;
— содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
— применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
— осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;
— ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
— осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
— борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений, содействие в борьбе с международным терроризмом;
— выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело;
— осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела. К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
У каждого таможенного подразделения свои функции. Вот Некоторые из них, присущие ГТК:
— подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России;
— в процессе осуществления своей деятельности ГТК России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;
— непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей;
— организация осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля;
— обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
— организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
— обеспечение выполнения российскими таможенными органами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
— организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, ведении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении;
— организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России;
— представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенным к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся; обеспечение информирования всех заинтересованных в этом лиц посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике;
— организация ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке о ее разработке, изменении и дополнении;
— создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и обращений; принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу; проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции;
— разработка проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров; участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела; внесение в Правительство РФ предложений о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела; участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела, и др.;
— обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утверждение учебных программ для подведомственных учебных заведений; организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учреждений и организаций; развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов; содействие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Из приведенных функций ГТК России видно, что эти функции носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля).
Этот перечень подчеркивает, что ГТК является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом. Функции региональных таможенных управлений по аналогии с функциями ГТК России можно условно разделить на девять основных направлений:
1) функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
2) функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;
3) функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;
4) функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;
5) функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенною дела;
6) функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;
7) функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе;
8) функции по обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе;
9) функции по организации и осуществлению кадровой работы в таможенных органах подведомственного региона.
По своей направленности функции РТУ совпадают с функциями ГТК России, но по содержанию они различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления. В процессе осуществления возложенных на него функций ГТК России в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательных для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 404. Флаг, вымпел и эмблема таможенных органов
Таможенные органы имеют флаг и эмблему. Морские и речные суда таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела морских и речных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.
Комментарий
Единство системы таможенных органов подчеркнуто наличием у них единой государственной символики. В ст. 404 ТК закрепляется, что таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак. Наличие у таможенных органов собственных флага и эмблемы, во-первых, содействует восстановлению традиций российской таможенной службы, а во-вторых, отвечает требованиям международного права в отношении морских, речных и воздушных судов таможенных органов.
Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов утверждаются указом Президента РФ.
Флаг таможенных органов Российской Федерации представляет собой полотнище ярко-зеленого цвета с белым диагональным крестом.
Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золотистого цвета (магический жезл, обвитый двумя змеями, принадлежащий Меркурию, покровителю торговли), расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета орла Государственного герба Российской Федерации.
На основе указа Президента РФ принимается Положение об использовании флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации и вымпела морских и речных судов таможенных органов, утверждаемое приказом ГТК.
Флаг таможенных органов постоянно находится на зданиях, где размещаются таможенные органы. Флаг таможенных органов также поднимается:
— на зданиях представительств таможенных органов РФ за границей;
— на морских и речных судах таможенных органов;
— на служебных транспортных средствах руководителя ГТК (при необходимости);
— на сигнальной мачте командно-диспетчерского пункта перед началом полетов воздушных судов таможенных органов.
Флаг таможенных органов символизирует государственную принадлежность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в течение всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.
Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооружениях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) таможенных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.
Статья 405. Места нахождения таможенных органов
1. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиров и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
2. Таможенные органы находятся в помещениях, владельцами которых являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.
Комментарий
Таможни подразделяются на так называемые пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые — в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности. Размещение таможенных постов, так же как и таможен, строится по территориальному принципу: непосредственно вблизи пунктов пропуска через государственную границу или внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, и иных местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.
Земельные участки для таможенных целей предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование. Таможенные органы Российской Федерации полностью освобождаются от платы за землю. Предприятия, учреждения, организации и граждане, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление производилось непосредственно на их территориях или в их помещениях, а не в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации, предоставляют этим органам необходимые служебные и бытовые помещения, оборудование и средства связи в безвозмездное пользование.
Статья 406. Места совершения таможенных операций таможенными органами
Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. По мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля.
Комментарий
Таможенный кодекс устанавливает, что по общему правилу совершение таможенных операций производится в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение.
Таможенные операции должно производиться во время работы таможенного органа. Место таможенной операции применительно к таможням устанавливаются ГТК, а в отношении таможенных постов — региональными таможенными управлениями. ТК допускает возможность производства таможенной операции в иных местах.
Заинтересованное лицо должно получить согласие на это у таможенного органа, производящего таможенную операцию. Все расходы, связанные с изменением места и времени таможенной операции, оплачиваются за счет заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 318 ТК за таможенные операции с товарами и транспортными средствами вне определенных для этого мест таможенные сборы взимаются в установленном порядке.
Таможенные операции с товарами с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей могут быть произведены только в таможенных органах, в адрес которых поступили соответствующие указания ГТК.
Определение места таможенной операции зависит от целого ряда факторов:
1) характера и свойств перемещаемого товара;
2) вида транспорта, на котором перевозятся товары;
3) таможенного режима, под действие которого попадают ввозимые товары;
4) страны происхождения ввозимого товара;
5) места нахождения отправителя или получателя товаров.
Таможенные операции с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию морским и воздушным транспортом (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий, подлежащих маркировке) в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, производятся в таможенных органах, расположенных в местах ввоза на российскую таможенную территорию — в морских портах и аэропортах. Если товары, перемещаемые через российскую таможенную границу морским или воздушным транспортом, заявляются под иной, чем выпуск для свободного обращения, таможенный режим, их оформление производится в таможенных органах, расположенных в местах ввоза, лишь в случаях, когда лицо, перемещающее товары, имеет место нахождения в регионе деятельности таможни, в котором находятся указанные места ввоза.
Таможенные операции с сырьевыми товарами (железные и марганцевые руды, каменный уголь и др.) при продаже их на российской таможенной территории лицам для целей дальнейшей переработки на данной территории совершаются таможенным органом, в регионе деятельности которого находится продавец таких товаров. Особенности таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом (магистральными нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и газопроводами) и по линиям электропередач, устанавливаются в соответствующих инструкция. Таможенные операции указанных товаров производятся в определенных для этого местах в регионе деятельности таможни, в котором находится организация, заключившая с иностранным лицом договор на поставку товаров. Конкретное место таможенной операции устанавливает начальник соответствующей таможни.
Статья 407. Время работы таможенных органов
1. Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.
Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.
2. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.
Комментарий
Таможенные операции должны производиться во время работы таможенного органа. Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.
Время таможенной операции применительно к таможням устанавливается ГТК, а в отношении таможенных постов — региональными таможенными управлениями. Конкретное время совершения таможенных операций устанавливает начальник соответствующей таможни.
ТК допускает возможность производства таможенной операции вне времени работы таможенного органа. Заинтересованное лицо должно получить согласие на это у таможенного органа, производящего таможенное оформление. Все расходы, связанные с изменением времени таможенной операции, оплачиваются за счет заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 318 ТК за таможенные операции с товарами и транспортными средствами вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в установленном порядке.
Таможенные операции с товарами с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей могут быть произведены только в таможенных органах, в адрес которых поступили соответствующие указания ГТК.
Определение времени таможенной операции зависит от целого ряда факторов:
1) характера и свойств перемещаемого товара;
2) вида транспорта, на котором перевозятся товары;
3) таможенного режима, под действие которого попадают ввозимые товары;
4) страны происхождения ввозимого товара;
5) места нахождения отправителя или получателя товаров.