ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.
Можно выделить несколько направлений такой проверки:
— проверка самих документов на предмет их подлинности и действительности (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы), отсутствие исправлений, то есть все то, что может и должно относиться к форме документа);
— проверка сведений, необходимых для таможенных целей. Такого рода сведения в основном должны содержаться в представляемых документах, и на этом этапе таможенные органы интересует уже не форма, а содержание документа (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.)).
Однако таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно, в ряде случаев, вправе получать информацию из других источников. Так, например, для проведения таможенного контроля таможенные органы РФ вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ. Кроме того, другие правоохранительные органы РФ, налоговые и иные контролирующие органы РФ по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов РФ информируют об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.
В целом сведения, интересующие таможенные органы, для целей производства таможенного контроля могут быть получены не только от российских лиц. Например, в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата о происхождении товара или содержащихся в нем данных таможенный орган РФ может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения (п. 3 ст. 31 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Обращает на себя внимание еще одна не менее важная особенность, характеризующая рассматриваемую форму таможенного контроля — это перечень необходимых и возможных для таможенных целей документов.
Теоретически их можно подразделить на несколько групп:
— основные документы, предусмотренные подзаконными актами ГТК России и подтверждающие информацию, которая содержится в таможенной декларации (как правило, ГТД), либо отражающие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ (деятельность владельцев таможенных складов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и других лиц);
— дополнительные документы, разрешающие возникшие у таможенных органов сомнения, связанные с подлинностью, достоверностью, полнотой сведений, имеющихся в основных документах.
Поэтому, что касается дополнительных документов, то тут, конечно, конкретный их перечень заранее определен быть не может.
ТК РФ установлен срок хранения основных документов, который в ч. 5 ст. 182 ТК РФ определяется тремя годами.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ТК РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные РФ, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицами, на которых возлагается обязанность хранения документов, необходимых для таможенного контроля, являются:
а) лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ;
б) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела.
Тем не менее ничего нельзя сказать о начале течения срока такого хранения (может быть, с момента, когда документ приобретает статус необходимого для таможенного контроля). И, кроме того, непонятно, чем объясняется именно трехлетний срок, а не двух- или пятилетний период. Представляется, что данная норма вообще не имеет практического значения, так как если, например, таможенный контроль завершается выпуском товаров, что имеет место в большинстве случаев, то зачем таможенным органам необходимы эти документы вообще, когда товар уходит из-под таможенного контроля. С другой стороны, допуская контроль после выпуска товаров, сроки проверки вообще не имеют принципиального значения, и документами для таможенного контроля может быть любая документация, в которой отражена финансово-хозяйственная деятельность лица, затрагивающая импортно-экспортные операции.
Кроме отмеченного следует обратить внимание на отдельные подзаконные акты, в которых упоминается о сроках хранения необходимых для таможенного контроля документов, причем сроки эти явно не совпадают с теми, что обозначены в ч. 5 ст. 182 ТК РФ. Например, в ч. 2 п. 18 Положения о таможенном брокере определено, что таможенный брокер должен хранить документы, связанные с осуществлением своей деятельности в течение пяти лет, исчисляемых с года, следующего за годом, в течение которого были совершены операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств либо выполнены другие посреднические функции в области таможенного дела.