Электронным документам пока неуютно нотификация фсб
Без внесения существенных нотификация фсб изменений в некоторые положения действующих ныне законодательных актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) невозможно рассчитывать на дальнейшее развитие в ближайшей перспективе электронного документооборота, который осуществляется в морских пунктах пропуска при проведении ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля.
Правки следует внести в тексты документов, регламентирующих осуществление данных процедур государственными контролирующими органами (ГКО), которые работают в морских портах, в том числе в Большом порту Санкт-Петербург.
По мнению экспертов, соответствующие изменения следует как можно быстрее внести в решения Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 № 317 «О принятии единых ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» и № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». Такая необходимость продиктована тем, что на данный момент информационные системы государств - членов ЕАЭС, в первую очередь их государственных контролирующих органов, имеют существенное различие в уровне развития.
В то же время у каждой из стран Союза должна быть возможность обеспечить реальное применение в полном объеме или частично при проведении указанных форм государственного контроля электронного документооборота. Внесение поправок в указанные ранее правовые акты позволят при необходимости и наличии соответствующей возможности объединять в один общий процесс имеющие место различные этапы контроля.
Уточню, что решение вопросов, связанных с изменением положений перечисленных решений, находится в компетенции Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Здесь следует отметить, что Экспертная группа по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска уже выработала конкретные рекомендации по усовершенствованию ряда норм действующих законодательных актов ЕАЭС.
Они были составлены на основе результатов анализа Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС, утвержденного решением КТС от 18.06.2010 № 318. По мнению экспертов, в нем имеются пункты, применение которых реально препятствует внедрению указанного электронного документооборота.
Так, пункт 4.1 содержит в себе риск возможного отказа по формальным основаниям государственных органов стран Союза, осуществляющих карантинный фитосанитарный контроль, от использования в своей работе электронных документов (формализованных электронных видов, скрепленных электронной цифровой подписью).
Дело в том, что в тексте данного пункта никаким образом не предусмотрена возможность представления документов в электронном виде. Получается, что на сегодня в ЕАЭС электронные документы не уравнены в правах со своими аналогами на бумажных носителях. Поэтому, чтобы сделать легитимными, их для начала следует должным образом легализовать. Только после этого можно будет говорить о том, что для перехода на территории Союза на электронный документооборот имеются все необходимые предпосылки и условия, в том числе и позволяющая это сделать законодательная база.
Напомню, что в приложении к упоминавшемуся Положению приводятся требования к проставляемым на документах штампам, которые свидетельствуют о завершении контроля и принятых решениях. На сегодня https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/licenses/ используются восемь видов различных штампов. Эксперты считают, что для введения электронного документооборота в тексте Положения необходимо сделать оговорку о возможности замены в ряде случаев стандартных штампов на электронные сообщения.